Aerosmith
Музыкант, Группа
Итальянцы много и хорошо поют. Причём это касается не только классиков из Ла Скала или попсовиков из Сан-Ремо. Потомки окопавшихся в Североамериканских Соединённых Штатах итальянцев отлично показыкают себя по классу хард-рок-вокала. Причём во всех его ипостасях. Джон Бон Джови, Ронни Джеймс Дио, Дэйв Меникенти (Y&T), Лу Грэмм (Foreigner)... Ещё среди них есть неплохие рок-барабанщики - достаточно вспомнить легендарных Дэйва Ломбардо или Питера Крисса (a.k.a. Криссуолла)...
"Мой прадед, Джовани Таллерико, исполнял классическую музыку на виолончели: как и я, гастролировал по стране... Всё детство я провёл под отцовским роялем - часами слушал, как он репетировал Дебюсси, Шопена, Листа..." - рассказывает Стивен Тайлер (полная фамилия Таллерико, родился 26.03.1948). Классические влияния, однако, прошли мимо цели - парня заинтересовал ритм-энд-блюз.
В конце шестидесятых, вооружённый достаточно странным набором музыкальных познаний (мандолина, ф-но, губная гармонь и барабаны), Стив притусовывался то к одной, то к другой группе. Ансамблю Chain Reaction, где он одно время запевал, пару раз даже удалось выступить на разогреве у Kinks и Yardbirds. Ну, и шлялся, как масса других американских недорослей того времени, по всяким там вудстокам, наблюдая за героями блюза и рока в действии. В 1969 году его занесло на концерт Rolling Stones в нью-йоркском "Мэдисон Сквер Гардене". Здесь состоялось его историческое знакомство с неким Энтони "Джо" Перри, который в те дни сколачивал свой ансамбль Jam Band, перманентно мучаясь из-за отсутствия вокалиста и ударника. Войдя в группу своего нового приятеля, Стив заполнил сразу обе вакансии, хотя чуть позже предпочёл сосредоточиться на роли вокалиста. В новом воплощении ансамбль получил имя Aerosmith...
Однако отучить шаловливые ручонки от произведения стуков, бряканя и звяканья не так-то просто. Те, кто видел на видеосборнике Aerosmith "Big Ones" рабочие моменты записи боевика "Eat The Rich", должны помнить, что партию ударных в нём (не говоря уже о "каннибальском" интро!) записывали в четыре руки барабанщик ансамбля Джой Крамер и сам Тайлер. А уж по части владения разнообразной перкуссией на хард-рок-сцене ему просто нет равных. Почему-то это не самый популярный для тяжёлой музыки инструмент. Даже Роберт Плант, берущий в руки тамбурин, или врубающий на конгах Ян Гилан, просто занимают себя во время нарциссических запилов коллег по группе. Причём исключительно на концертах. Перкуссия же Тайлера работает на общую аранжировку песен Aerosmith, и является весьма существенной частью общего ритмического арсенала группы. "F.I.N.E" (с альбома "Pump" 1989 года) без меня бы не получилась, - признаётся Тайлер, - Я сел за барабаны, выбил ритм, а Джо тут же на него рифф набросил..."
Всего лишь одна из большого количества американских блюз-роковых групп второго эшелона семидесятых годов, нёсшая в своём творчестве на ранних этапах лишь зачатки стиля глэм, и не составлявшая поначалу никакой конкуренции тогдашним рок-звёздам Kiss и Alice Cooper, Aerosmith неожиданно активизировались в конце стерильных восьмидесятых, хорошенько пройдясь своим ярёным блюз-роком по обесцвеченным перикисью волосам и мозгам фэнов "фальшивого металла". Возможно, этому способствовал коллективный выход музыкантов из многлетнего запоя. По словам Стива, первые проблемы с алкоголем у него появились всё под тем же отцовским роялем: "В доме дым стоял коромыслом: праздновали с утра до вечера. Я и сам пить начал с детства. Поставят мне стакан фруктовой, а я её украдкой выливаю и до краёв наполняю красным Джонни Уокером. Большой был стаканище: три нормальные рюмки вмещал. Наутро еле в школу тащусь. Когда мне впервые предложили в душевой травки курнуть, я даже отказался."Спасибо, - говорю, - мне и так хреново..."
Сегодня Aerosmith - мощнейший глэм-конгломрат. Успевающий за пятиминутный видеоролик сменить рваную прорву самых бредовых имиджей, Стив по-прежнему пугает и веселит народ на концертах своими раз от раза всё более чудовищными шляпами и микрофоными стойками, похожими не то на майские деревца, не то на лошадки-палочки. Откуда всё это? "Нашёл какие-то лохмотья и одел ими микрофонную стойку. Получилось что-то воздушное, плавающее - в духе моего любимого Брайана Джонса, - рассказывает Стив, - Точно так же, как гитарист начёсывает гриву на лицо, чтобы спрятаться, я стал пользоваться шарфами. Кстати, в те дни я наловчился неплохо пользоваться стойкой, как копьём: поражал ею придурков из первого ряда, которые слишком уж буйствовали и показывали вот это... (вытягивает средний палец)".
Два последних альбома группы "Nine Lives" (1997) и "Just Push Play" (2001) вышли в свет в марте. Радикальней метода борьбы с весенней депрессией и быть не может. Трудно забыть тот момент, когда за окном - пасмурно, лужи и ветер, но из стоящего на подоконнике радиоприёмника вдруг вырывается отчаянный забой "Falling In Love" с его атлетическим напрягом духовых, или таинственная "Taste Of India", решённая в лучших традициях цеппелиновского "Kashmir". Или когда из стандартного ЭмТиВи-шного компоста вдруг выплёскивается на экран буйство компьютерной графики, поставленной на службу старому доброму глэм-року в видеоролике к балладе "Fly Away"...
Кстати о "Nine Lives". Похоже, обладатели первого тиража этого альбома, где на обложке изображён танцующий среди змей Кришна в образе кота, отныне могут считать себя держателями раритетов: все последующие допечатки теперь выходят в другом оформлении, первоначально предназначавшимся только для азиатских слушателей во избежании споров на религиозной почве. Не в первый раз Aerosmith сталкиваются с подобными проблемами. Помнится, устав доказывать всем подряд, что серьга в коровьем вымени на обложке "Get A Grip" - всего лишь фотомонтаж и прикол над модой на пирсинг, Тайлер лично взялся доить перед объективами телекамер изображённую на обложке диска корову, доказывая тем самым, что во время съёмок она совершенно не пострадала.
Открывающий "Nine Lives" свирепый мяв сексуально неудовлетворённых мартовских котов, впрочем, никуда не делся, так что всё нормально. "Я согласен с Мадонной, - замечает Стив, - Почему всех так клинит на сексе? Потому что всем он нравится и всем его не хватает!"
Aerosmith никогда не успокаиваются на достигнутом. Никогда не останавливаются, достигнув некоего среднего уровня. Их музыка всегда мелодичнее, исполнение - энергичнее, аранжировки - мощнее (хотя иногда и не удаётся избежать досадных "фонов", которыми в Штатах злоупотребляют со времён Фила Спектора), а шоу - на порядок ядрёней, чем у всех остальных. "На каждом шагу я вижу людей, успевших скончаться ещё до того, как они начали жить. Они не хотят рисковать, а значит, обречены на прозябание... Я то и дело слышу: нельзя тебе делать то и это. Да что вы говорите? А мы подождём пару месяцев, тогда и посмотрим, чья задница крепче..."
Вслед за "Nine Lives" последовала череда не менее интересных альбомов - олдскульный "Just Push Play" продемонстрировал группу в самом расцвете творческих сил, готовую к новым свершениям, которые долго ждать себя не заставили. Рокеры решили обратиться к истокам и записать альбом настоящих чикагских блюзов. Пластинка "Honkin' On Bobo", на которой присутсвовала ровно одна авторская композиция "The Grind", а остальные песни представляли собой кавер-версии блюзовых стандартов, пришелся публике по вкусу: Джо Перри все так же мастерски выдавал рифф за риффом, а гармошка Стивен Тайлера завывала на разные лады.
Но вслед за этим наступила странная череда межсезонья - группа пустилась в длительный тур, по окончании которого Стивен Тайлер лег в реабилитационную клинику: проблемы со здоровьем, спровоцированные алкоголем и наркотиками, дали о себе знать. В группе начались разброд и шатание: Перри заявлял о поиске нового вокалиста, а Тайлер в ответ вторил, что вот-вот вернется... В итоге блудному вокалисту дали последний шанс: сегодня Aerosmith ждут возвращения Тайлера, однако Перри недвусмылсенно намекает, что если процесс лечения затянется, то временную замену Тайлеру музыканты все-таки найдут.