В Международный день кей-поперов попытались обнаружить русский след в K-pop
30 сентября отмечается Международный день кей-поперов. Сам праздник появился относительно недавно — впервые его отметили в 2020 году. Задолго до этого зародившийся в Южной Корее в 1992 году жанр стремительно завоевал мировую аудиторию, и Россия не стала исключением.
История и становление
Считается, что южнокорейский бойз-бэнд в привычном его понимании возник благодаря коллективу Seo Taiji and Boys, пик активности которой пришелся на первую половину 1990-х годов. Эта же группа стала первой, посетившей Россию для участия в Международном фестивале «Поколение» в Москве в 1992 году. Это было первое выступление K-pop группы в России, что способствовало популяризации корейской поп-музыки за рубежом.
Музыкальный диалог двух стран
K-pop феномен в России начал активно развиваться с середины 2010-х годов.
7 июня 2013 года южнокорейский рэпер Пак Чэ Сан, известный как Psy, стал специальным гостем на церемонии вручения Премии МУЗ-ТВ 2013. Перезагрузка. Он исполнил свои хиты «Gentleman» и «Gangnam Style», а также получил специальный приз «Мировой прорыв года».
В июне 2014 года российские фанаты K-pop отметили важное событие — группа BTS впервые приехала в Москву на фестиваль «Мост в Корею». Фестиваль проходил на ВДНХ и был призван укрепить культурные связи между Россией и Южной Кореей.
Из небольших фан-сообществ движение выросло в масштабное явление, объединяющее тысячи поклонников по всей стране. Социальные сети и видеохостинги стали катализатором распространения K-pop культуры среди российской молодежи.
Культурный обмен между странами достиг нового уровня благодаря развитию K-pop фандомов. Особое место занимает направление K-pop cover dance, где российские энтузиасты не просто копируют хореографию, но создают целые перформансы. Участники кавер-дэнс команд арендуют хореографические залы, детально разбирают сложные танцы, создают аутентичные костюмы, а также отрабатывают мимику и движения.
Ярким примером успеха стала команда BOOMBERRY, чьи кавер-версии завоевали признание даже среди российских звезд. Их видео на песню Сергея Лазарева «Это все она», выпущенное в 2017 году, получило мощный импульс популярности после репоста артиста.
Кроме того, в нашей стране регулярно проходят K-pop фестивали и конвенции, где собираются поклонники жанра, проводятся конкурсы талантов и мастер-классы от профессиональных хореографов.
World 24 Hours (W24) — пример успешного культурного обмена между Россией и Южной Кореей. Группа не просто следует трендам, а активно участвует в создании нового музыкального контента, объединяющего две культуры. Альбом «Включай скорее», выпущенный в 2024 году, стал настоящим прорывом в российско-корейском музыкальном сотрудничестве. Сборник включает каверы на популярные русские хиты, что позволило корейской группе по-новому взглянуть на музыкальную культуру России. 2025 год ознаменовался выходом совместных треков W24 с российскими артистами. Особенно заметными стали кавер-версия хита группы «Земляне» в сотрудничестве с Liana Migulya, а также оригинальная композиция «За окнами», записанная вместе с Юлией Савичевой. Концерт W24 в Москве 17 октября 2024 года стал важным событием для обеих культур. Выступление показало, насколько близко и понятно российской публике может быть корейская музыка, а также доказало, что культурный обмен — это не просто тренд, а настоящее движение сердец.
Российские таланты на корейской сцене
Ангелина Данилова — уроженка Санкт-Петербурга, чья история напоминает современную сказку. Увлечение корейской культурой и изучение языка привели к неожиданному прорыву: случайная фотография в социальных сетях с подписью о желании выйти замуж за корейца открыла ей двери в модельный бизнес Кореи. Сегодня она успешно работает моделью и готовится к музыкальному дебюту.
Юри Пак, родившийся в Ташкенте в семье с русскими и корейскими корнями, стал успешным южнокорейским исполнителем, моделью и рэпером. Участвовал в популярном шоу Produce 101 X, где занял 36 место из 100 претендентов на победу, после чего дебютировал в группе JxR. В 2020 году Пак выпустил совместный трек «На Муве» с российским рэпером DMITRYSFACE.
Лана (Светлана Юдина) из Сахалина стала первой русской сольной исполнительницей в K-pop. Ее дебют состоялся в 2019 году с песнями Take The Wheel и MAKE IT REAL. Хотя в Корее ей не удалось завоевать широкую популярность, она успешно развивается в Китае.
K-pop проекты с российскими артистами
NKI (ранее INKI) — бойз-группа, созданная продюсером Максимом Фадеевым. Дебют состоялся в 2019 году с синглом «Drop Top». Проект изначально позиционировался как творческое переосмысление K-pop, а не копирование. Фадеев подчеркивал: «K-pop — это определенная культура так же, как рэп, поп и так далее. И мы вдохновились ей, а не стремимся копировать. Рэп на русском языке поначалу тоже не воспринимали. Поэтому глупо рассуждать на тему плагиата».
Герлз-бэнд X:IN дебютировал в 2023 году с синглом «Keeping the Fire». Особое внимание привлекает участие Новы (Марии Емельяновой) — первой российской участницы в истории K-pop. После успешного онлайн-кастинга в Escrow Entertainment она дебютировала всего через четыре месяца подготовки. Группа неоднократно приезжала с гастролями в Россию, ближайший концерт состоится 15 октября в Екатеринбурге.
Перспективы K-pop в России
Российское K-pop сообщество активно развивается, хотя восприятие проектов неоднозначно. Зарубежные фанаты более благосклонно относятся к российским экспериментам, в то время как отечественная аудитория проявляет смешанные чувства. Концерты K-pop исполнителей в России собирают преимущественно молодежную аудиторию.
Новые проекты продолжают появляться на отечественной сцене. В 2023 году дебютировала мужская группа из Казахстана NOMADS, представившая свой первый сингл «Рассвет». Проект демонстрирует успешное сочетание K-pop эстетики со знаниями российского музыкального рынка.
Онлайн-платформы играют ключевую роль в развитии K-pop культуры в России. Социальные сети, стриминговые сервисы и специализированные форумы создают пространство для общения фанатов, обмена опытом и продвижения контента.
Образовательные инициативы также набирают обороты. В России открываются школы K-pop танцев, вокальные студии и курсы по изучению корейской культуры. Это помогает формированию профессионального сообщества и подготовке новых талантов.
Перспективы российского K-pop многообещающие. Успехи как отдельных исполнителей, так и музыкальных проектов показывают, что у этого направления есть потенциал для роста. Синтез корейской и российской музыкальной культур открывает новые горизонты для создания уникального контента, который может заинтересовать слушателей как в России, так и за ее пределами. При правильном подходе и сохранении самобытности российский K-pop может занять достойное место на международной музыкальной арене.
ФОТО: FREEPIK, ТАСС