ЭКСКЛЮЗИВ МУЗ-ТВ: Сергей Мазаев — о новом альбоме, творчестве Бузовой, кино и детях
«Моральный кодекс» 22 февраля выступит с большим концертом в клубе 1930 Moscow. По этому случаю фронтмен легендарной группы Сергей Мазаев дал эксклюзивное интервью «МУЗ-ТВ», в котором рассказал о записи нового альбома, оценил творчество Ольги Бузовой и похвастался успехами своих детей в музыке.
Сергей, знаю, что группа «Моральный кодекс» сейчас записывает новый альбом. Как работа продвигается?
Потихоньку, хотя хотелось бы, конечно, ускорить процесс. На репетициях слушаем материал, если что-то не устраивает, идём в студию переписывать, пересводить. Одну песню можем переписывать пять-семь раз. Нам важно добиться идеального звучания. Песни новые. До нас никто не пел. Когда перепеваешь старые композиции – совсем другое дело.
Это будет седьмой альбом в карьере «Морального кодекса». Как вы вообще относитесь к нумерологии, магии чисел? Семёрка же у многих с удачей ассоциируется
Я не суеверный человек. А с семеркой всё гораздо проще. В лунном календаре 28 дней. Четверть – и есть семь. Её значение каждый может воспринимать по-разному.
Предыдущий альбом «Морального кодекса» «Снег» вышел почти девять лет назад. С чем была связана длительная пауза?
Мы давно перестали воспринимать выход альбома, как бизнес, приносящий доход, на который можно спокойно жить. Да и с авторскими выплатами с предыдущих релизов в полной мере не разобрались. А что касается нового альбома… У наших соавторов возникли творческие нестыковки. Я, если честно, всех подробностей не знаю. Но это так или иначе отразилось на сроках выхода альбома.
Сергей Мазаев
Будут ли фиты на новом альбоме? Вы, кажется, не любитель их выпускать. По крайней мере, мы давно не слышали.
Почему же? Ещё какой любитель. Просто нет поводов. А так у меня целая пластинка дуэтов в 2021 году вышла. И даже называлась «Дуэты». На новом альбоме «Морального кодекса» тоже один фит будет. Хочу пригласить Алёну Долбик. Она – большой мастер, солистка моего эстрадного оркестра. Я, конечно, в восторге от того, как Алёна работает.
А из современных молодых артистов кого можете выделить?
Я, понимаете ли, уже не в том возрасте и эмоциональном состоянии нахожусь. Человек старый относительно всей этой музыки (смеётся). Много красивых талантливых девчонок появляется. Знаю Клаву Коку, Люсю Чеботину. Они хороший продакшн делают. Как и Ольга Бузова. Но она не певица, поэтому оценивать её вокальные способности не имеет смысла. Фонограммы у Бузовой хорошо звучат. Продюсеры молодцы, в общем. В целом мне такая музыка нравится. Настроение поднимает. Но современные песни больше молодежи касаются. Они о близких ей проблемах, страстях.
Филипп Киркоров и Мари Краймбрери перепели ваш хит «Первый снег». Наверняка слышали. Понравилось?
Прекрасно! Филипп Киркоров, каким бы эпатажным не был, остаётся опытным артистом. Делать кавера ему точно можно доверить. Строительство или логистику – вряд ли. А вот в шоу он точно знает толк.
У группы «Моральный кодекс» 22 февраля в клубе 1930 Moscow пройдёт большой концерт. Чем будете удивлять поклонников?
Скорее, будем не удивлять, а радовать. И не только хитами, но и песнями с будущего альбома. Прозвучат также композиции, которые мы редко исполняем на концертах.
"Моральный кодекс"
Сергей, если увидите полупустой зал, сильно расстроитесь?
Конечно. Но мы любим нашу музыку, как и слушателей, поэтому отыграем концерт, даже если в зале будет всего десять человек.
А бывало, что вы как зритель вставали и уходили с концерта? Насколько разочаровывались в исполнителе
Если честно, такого не помню. Случались моменты неловкости перед своими коллегами, когда они что-то нехарактерное для себя на сцене выдавали.
Что вы включаете в понятие – достойный, состоявшийся концерт?
Когда всё получилось. Когда физически был готов к концерту. Когда не ждёшь реакции публики, а просто входишь в музыку и растворяешься в ней, от чего получаешь колоссальное удовольствие. Зритель это чувствует и тоже получает наслаждение.
И петь нужно исключительно «вживую»?
У меня нет такого понятия - «вживую». Ты либо поёшь, либо нет. Я выступаю под фонограмму на каких-то сборных концертах, где технически нет возможности поставить инструменты на сцену. Да и, скажем так, идеологические соображения никто не отменял. Организаторы боятся, что кто-то из артистов лишнее ляпнет в микрофон со сцены. Я на таких концертах всегда боюсь, что фонограмма выключится (смеётся). Прошу включать микрофон, чтобы петь параллельно.
И что, фонограмма хотя бы раз выключалась на ваших концертах?
Было такое однажды. На юбилейном концерте Олега Газманова. Мы подготовили песню, записали фонограмму. Её вырубили раньше, чем надо было. Звукорежиссеру показалось, что песня слишком длинная, решил сократить её (смеётся).
Насколько знаю, «Моральный кодекс» - не единственный ваш проект
Всё верно. Есть ещё инструментальный ансамбль QUEENtet и эстрадный оркестр.
Какому из этих проектов больше времени уделяете? И нет ли ощущения, что другие из-за этого, скажем так, простаивают?
Нет ничего не простаивает. Эстрадный оркестр – очень дорогой проект, когда дело касается именно концертов. Играют в нём лучшие, высокооплачиваемые музыканты. В связи с этим концерты даём два-три раза в год. Больше внимания уделяю ансамблю. QUEENtet – самый сложный проект. Классическая музыка как никак. Ей нужно заниматься каждый день. Основным проектом у меня так или иначе всё равно остается «Моральный кодекс». Ему уже больше 30 лет.
Сергей, не могу не спросить про кино. Вы давно не снимались. Почему?
А я вообще не снимаюсь в кино. Все роли были исключительно эпизодические и по приглашению друзей режиссёров. Сама большая из них – в фильме Ивана Дыховичного «Копейка». И то практически без текста, немая в какой-то степени. Я поэтому и согласился. Я же не профессиональный актёр. Зачем себя выдавать за того, кем ты не являешься? От работы нужно получать удовольствие. А появляется оно только тогда, когда ты хорошо эту работу делаешь, когда понимаешь, что попал в десятку, причем не случайно, а благодаря труду. Ощущение от этого приятнее, чем было бы от простого везения.
Кого из режиссёров можете выделить?
У меня очень много друзей среди режиссёров. Я вот пропустил недавно премьеру Серёги Кальварского – сериал «Фишер», так как уезжал из города. А так я часто хожу на премьеры к своим друзьям. Например, к Роману Прыгунову и Фёдору Бондарчуку. С каждым ещё в 90-х активно сотрудничал. Мы даже не заметили, как наши отношения из рабочих перешли в дружеские. Много интересного хочется воплотить, не до игровых фильмов сейчас. Меня, если честно, сейчас больше увлекают научные проекты. Смотрю их.
Сергей Мазаев
Назовите тогда ваши любимые фильмы?
«Загадочная история Бенджамина Баттона», «Отель «Гранд Будапешт»» – фильмы такого класса мне нравятся.
Расскажите, какую музыку слушают ваши дети (у Сергея трое детей от разных браков. – Прим.ред)?
Они слушают, что называется, музыку сегодняшнего дня, как раз ту, что мы с вами обсуждали сегодня. Конечно, они знают группы «Nirvana» и «Red Hot Chili Peppers». Их творчество ближе дочери Анне. У неё появился свой проект под названием «Who Am I?» Она недавно сделала альбом – в основном на нём электроника. Старший брат Илья Анне помогал. Скажу, что очень неплохой продакшн получился.
Вы не пробовали детям другую музыку навязывать? В хорошем смысле этого слова
Я советовал им, что можно послушать. Но никогда ничего не навязывал. Зачем? Мы все хотим видеть себя в своих детях. Но они все самостоятельные люди, со своими вкусами и пристрастиями, в том числе музыкальными.
Как вообще привить хороший музыкальный вкус? Можете напоследок дать совет нашим читателям?
Учить музыке – и всё. Хорошей и плохой. Пока у ребёнка растёт мозг, пока он совсем обезьянка несмышлёная. При случае надо заставлять. Это же как научиться писать.
Фото: личный архив Сергея Мазаева