Эксклюзив МУЗ-ТВ: КняZz – не только о музыке
У группы «КняZz» вышло новое видео на трек «Сталкер» из второго тома альбома «Платим за шута!». Мы решили поговорить с лидером коллектива о новых релизах, футболе, детских годах, 3D-анимации, и не только.
И, как поётся в одной популярной песне, ‒ начнём сначала. А точнее – с детства.
В детстве ты часто проводил время в деревне Голубково. Ты рассказывал, что атмосфера этого места сказалась на твоем творчестве. Что тебе особенно запомнилось? Может, детские впечатления вдохновили тебя на написание песен или на создание обложек альбомов?
Чем дальше я ухожу от детства, тем сложнее становится проводить линии между прошлым и настоящим. Но, если говорить простым языком, то детские впечатления и легли в основу будущего творчества. Иначе и быть не может, ибо самые первые страшилки я начал рисовать в комиксах в возрасте 6-7 лет. Но помимо страшилок было очень много юмора. Истории в комедийном жанре. Поэтому, как в текстах «Короля и Шута», так и в текстах «КняZz», во многих историях мистика и юмор тесно граничат.
Деревня Голубково во многом повлияла на тематический вектор, и все ранние истории «Короля и Шута» происходили именно в деревнях и сёлах. В более поздний период своё влияние начал оказывать кинематограф.
Стиль рисования произрастал из того же, из чего формировались тексты, поэтому каждое влияние извне можно назвать универсальным для этих двух направлений моего творчества.
Что касается музыки, то здесь в большей степени повлияли детские пластинки, в основном, работы композиторов Геннадия Гладкова, Владимира Дашкевича, Максима Дунаевского. Любимые композиции из прошлого ‒ это «Бременские музыканты», «Д’Артаньян и три мушкетёра», увертюра «Шерлока Холмса» и увертюра «Собаки Баскервилей».
Следом был Ленинградский рок-клуб, а за ним ‒ британский рок всех направлений, но преимущественно панк-рок. Дело не обходилось и без норвежской группы «a-ha».
Ты талантливый художник. Почему ты пошел учиться на реставратора, а не, к примеру, в рериховскую «художку»?
Надо было поступить в «художку», но набор был закончен. Пошёл коротать год в Реставрационное училище и встретил Михаила Горшенёва, который встретил меня. Я понял, что музыка для меня сильнее всего. В раннем школьном возрасте, иногда, ложась спать, я представлял себя на рок-сцене. Это и были сигналы к моему будущему. Единственная разница в том, что почему-то мне представлялся глэм-рок и моя группа волосатиков. Наверное, это было под впечатлением от, порвавшего тогда центральные каналы, дебюта шведской группы «Europe».
Кстати, когда я представлял себя художником, мне становилось скучно. Я видел за этой перспективой одинокую жизнь с потенциалом, который я могу проявлять только на холсте. Берет и усики. Я мечтал создать свою выставку, но всё остальное в этом направлении меня не прельщало. В те годы комиксы были не так развиты, и я не мог выбрать вектор развития в качестве художника комиксов. В этот момент я начинал хотеть стать кинорежиссером.
Кстати, с развитием музыкального сказочного мира, я в итоге, в настоящий момент, пришёл и к тому, что стали появляться выставки, и даже выпускаться книги. По сути ‒ одна за другой реализовываются детские мечты. Но вот волосатиком в лосинах, с химией на бошке, играющим глэм ‒ я точно не стану-))).
Как думаешь, если бы не музыка, то кем бы ты стал?
Да художником бы и стал. Рисовать я мог сутки напролёт, как и играть на гитаре. Но, мне кажется, что я бы всё равно пришёл к музыке. Вообще, сейчас нереально об этом рассуждать. В этом году было 30 лет, как я на сцене, а в музыкальном мире и все 38. Поэтому, данный вопрос одинаково воспринимается с таким, например: чтобы я делал, если бы родился на острове папуасом.
У тебя вышел новый альбом в двух томах «Платим за шута!». Можешь объяснить название альбома? И почему ты решил разделить альбом на два тома?
Альбом поделили на два тома, так как, с учётом ранее выпускавшихся синглов, готовых к выпуску, оказалось 20 песен. И возникла идея сделать двойник. Как по мне ‒ это был отличный план.
«Платим за шута!» ‒ название по песне. В таких случаях берётся что-то наиболее яркое. Я очень люблю, когда в концепции нового материала появляется шут. Этот герой неразрывно идёт со мной по жизни. С того самого момента, как я его нарисовал в качестве логотипа для нашей, тогда еще молодой группы «Король и Шут».
В детстве ты ходил в секцию футбола. Сейчас ты периодически выступаешь перед футбольными матчами. Какая разница между выступлением в зале для своих фанатов и на стадионе перед футбольными фанатами?
Я перед футболом выступал всего два раза в Питере. Я думаю, что многие из болельщиков прекрасно ходят на наши концерты и слушают моё раннее и современное творчество. Поэтому, у меня не было ощущения, что на меня смотрит какая-то новая аудитория.
Ты фанат ФК «Зенит» и даже записал одноименный трек. А следишь за каким-нибудь клубом вне российского чемпионата? Хотел бы написать официальный гимн команде?
Я не фанат, а болею за клуб «Зенит» с 1982 года и сборные СССР, а потом России. К зарубежным чемпионатам частично потерял интерес. Но я еще писал песню, посвящённую чемпионату мира по футболу в России ‒ «Футбольная Россия». С детства болел за футбол и хоккей. Они у меня были в моде с переменным успехом. Каждый год покупал футбольную и хоккейную книжку. Это было в Советское время. За значком «Зенит ‒ чемпион 1984 года» в своё время оббегал весь Ленинград. А в хоккее обожал, когда на поле выходит «великолепная пятерка» (Фетисов, Ларионов, Касатонов, Макаров, Крутов) и вратарь Третьяк.
Ты нарисовал все обложки к своим трекам и альбомам. Проект «Глюко-поезд» был твоей первой мульт-работой? Тебя действительно в дороге посещают такие мысли?
Меня ещё и не такие мысли посещают. Очень хочется всем делиться, а иногда даже снами.
«Глюко-поезд» ‒ это была фактически первая анимационная работа. Далее, я сделал анимационный клип на песню «Лесник», затем ‒ «Воланд прав!»
Как ты решил перейти к 3D анимации? Есть ли шанс в будущем посмотреть полнометражный мультфильм от тебя? Если такая идея есть, можешь открыть секрет, в каком сеттинге он будет, и кто станет главным героем?
В какой-то момент я понял, что анимации мне стало мало. Хочется большего и хочется трёхмерности. Один мой знакомый посоветовал попробовать 3D, но я сперва решил, что это неподъёмная история. Но едва я схватился за правильную ниточку, как клубок начал распутываться.
Я начал осваивать 3D графику и вскоре стали появляться мои первые работы: «Музей Король и Шут» в двух частях, шуточный мультфильм «Сыны канализации» в двух частях, хоррор-короткометражка «Ужасы заброшенного дома» и клип на песню «Медведь».
Всё это есть на моих каналах. Но лучшие работы впереди, так как я осваиваю в 3D всё новые возможности. На текущий момент главная моя задача ‒ это концертные инсталляции. На экране во время концерта оживают герои песен, и даже появился шут-ведущий, читающий стихи-прологи. Это планирую развивать.
Что тебя вдохновляет на написание песен? Можешь вспомнить какой-нибудь необычный случай, после которого ты создал песню?
Кстати, музыка к песне «В пасти тёмных улиц» мне приснилась. Главное, вовремя проснуться, тогда можно запомнить и напеть в диктофон.
Вообще, для меня при создании песни очень важно наличие гитары. Но во время гастролей я пишу музыку на планшете в специальной программе. Очень много песен было придумано в самолёте. На высоте как-то круто начинает работать сочинительский процесс. Во время перелёта каждый пассажир пытается коротать время, а я достаю планшет и начинаю работать: могу рисовать, могу писать музыку и стихи. Круто то, что никуда не торопишься, и это время полностью твоё.
Бывают и такие случаи, когда я хочу позабавить своих подписчиков каким-то музыкальным видео, пишу под него шуточную песню, быстренько, на коленях, а эта песня вдруг становится хитом, и мы с группой её записываем на альбом. Так было с песней «Пиво, пиво, пиво». Песню написал в Ижевске, когда сидел в пабе без компании, а ролик записал в Уфе.
Сейчас очень популярны дуэты. Нравится ли тебе эта идея? Если бы была возможность записать совместный трек с любым из когда-либо живших музыкантов на планете, кто бы это был?
Никогда не думал об этом. Но если подумать, то таких людей будет очень много. Это и Пол Маккартни, и Мортен Харкет, Джо Страмер, Энтони Кидис, Роберт Смит, Нина Хаген и много, кто еще.
А ты следишь за начинающими артистами? На телеканале МУЗ-ТВ выходит шоу «Битва поколений», где начинающие артисты соревнуются с мастодонтами российской сцены. Интересно ли принять участие в таком проекте? С кем тебе было бы интересно встретиться на одной сцене?
Мне интересны те, кто несут свой мир, свою культуру. Я не люблю соревноваться в формате шоу. Моя задача ‒ расширять свой сказочный мир. Я понимаю, что многим зрителям интересны подобные форматы, но мне лично хочется работать сольно и погружать в свои песни зрителя. Иногда люблю фестивали, но не все.
В одном из интервью ты рассказал, что много пишешь в ванной, потому что тебе помогает звук воды. Как это работает?
Так было раньше, но я давно от этого отказался и давно уже так не делаю. Сейчас я думаю над текстами в дороге на ночных трассах между городами, на гастролях. Смотришь на тёмную дорогу и думаешь. Время от времени приходят на ум мистические сюжеты, и я их записываю. Иногда они больше подходят для рассказов. Есть в планах взяться за рассказы.
В 2018 году группа «КняZz» написала песню «Футбольная Россия» к чемпионату мира по футболу. На каких матчах ЧМ ты смог побывать лично? Уверены, у тебя были мысли написать песню после матча Россия – Испания.
Для меня было важно написать именно про фактор нашего чемпионата. Вообще, такие вещи ‒ очень большая редкость для меня в принципе. Если я отхожу в написании песен в своем основном стиле, то это должно очень много для меня значить. Ну, или я должен попасть на какую-то волну, и на той энергии сделать соответствующее полотно.
Ты выпустил три книги, в которых собрал все свои рисунки и заметки. Не было идеи выпустить полноценную биографию? Возможно, ты мог бы сделать ее в стиле графического романа?
Первая книга ‒ «Старая книга 1», включила в себя весь чистовик самых первых моих текстов. В ранний период, с момента образования «Короля и Шута», я начал из всех тетрадей с черновиками выписывать тексты в отдельные тетради, чтобы ничего не забыть. Начал вести первую такую тетрадь в период службы в армии. К некоторым текстам я рисовал наброски. Именно такие две тетради с чистовиками я отсканировал и поместил в «Старую книгу 1».
В «Старую книгу 2» попали все мои рассказы раннего периода, вымышленные истории про участников группы и все комиксы позднего юношеского периода. Есть очень много совсем детских комиксов, но это бы читатели не осилили.
Под третьим номером вышла книга «Сказочный мир Шута». Это одна из самых важных книг, так как она вместила в себя все мои художественно-оформительские работы от юношеских до современных. Я очень давно хотел выпустить такую книгу. Но это еще не всё, что я планирую выпускать в книжном формате. Дальше я мечтаю выпустить полное собрание сочинений стихов. И вторую книгу с иллюстрациями, над чем работаю сейчас.
У тебя вышел клип на песню «Сталкер». Расскажи, пожалуйста, о чем эта песня, и как проходили съемки клипа.
Да, с радостью представляю клип «Сталкер», над которым мы работали с Агатой в Санкт-Петербурге. Съемки проходили в течение трех мощных смен.
Масштаб процесса был впечатляющим: на площадке работало около 60 человек, включая актеров, техническую команду, продюсеров и художников. Съемочные смены длились по 15-16 часов, а декорации и образы менялись несколько раз за день.
Визуал был доверен продакшн дизайнеру Любе Ригольбош и художнику по гриму Анне Малковой. Они и Агата проработали целый мир, со своими законами, физикой, персонажами. За операторскую работу отвечал Константин Шамраев, известный по множеству работ с петербургскими артистами.
Вся команда была очарована юной Варварой. Она работала очень профессионально с полным погружением в те задачи, которые перед ней ставились. Несмотря на жесткие сроки и интенсивные условия, на площадке царила вдохновляющая атмосфера, все работали как одна большая семья. Знаете, такая сказка чувствовалась. Волшебство. Ну и жутковато было.
Мы сняли целый мини-фильм. Постапокалиптический мир, который постиг все живое. Люди поделились на два лагеря: кто-то остался собой и выживает, а кто-то превратился в монстра...
И традиционный вопрос – что ты пожелаешь зрителям телеканала и читателям сайта МУЗ-ТВ?
Да всего самого хорошего! Каждому то, что ему нужно для того, чтобы жизнь была в кайф.
ФОТО: DPA/ТАСС, Пресс-служба группы КняZz