Чилийский возлюбленный Анастасии Волочковой подарил балерине коня

Timbaland

Музыкант, Певец

Спросите у любого мало-мальски интересующегося музыкой человека, что было популярно в первое десятилетие двухтысячных и вы непременно услышите: «R&B!». Этот жанр заполонил собой радиоэфиры, телеканалы и танцплощадки, породил новую генерацию звезд и обратил в свою веру немало старых от Мадонны до Бьорк. За всеми этими чудесными превращениями часто стоял один и тот же человек. Missy Elliot, Madonna, Aaliyah, Duran Duran, Nelly Furdado, Jay-Z, Nas — все они не обошлись без помощи Тимоти Мосли (Timothy Mosley) по прозвищу Timbaland, серого, а вернее чёрного кардинала urban-сцены.

Тимоти Мосли родился и вырос штате Вирджиния, и как любой чернокожий подросток из тех краёв, с детства увлекался хип-хопом. С конца восьмидесятых Мосли упражнялся в технике сведения пластинок и изредка поигрывал на местных вечеринках, называя себя DJ Tiny Tim. Закончив школу, малыш Тим прикупил себе простенький синтезатор Casio и стал осваивать тонкую музыкальную науку. Его первым музыкальным проектом был дуэт с еще одним местным юным дарованием, рэпером по имени Magloo. Следуя рэперской привычке сбиваться в банды, парни вскоре примкнули к коллективу SBI («Surrounded By Idiots» , что значит «в окружении идиотов»). Среди участников этой банды был и будущий участник Neptunes Фаррел Уильямс (Pharrell Williams).

Примерно тогда же в Вирджинии делала первые шаги рэперша Мелисса Арнет Эллиот (Melissa Arnette Elliott) по прозвищу Missy. В девяностом Мисси собрала свою первую группу Fayze, а для записи демо-треков пригласила земляка и приятеля Тима Мосли. Дальше всё было как в кино — на одном из выступлений Fayze совершенно случайно оказался участник преуспевающей тогда R&B команды Jodeci, а по совместительству лейбл-менеджер ДеВанте Свинг (DeVante Swing), который немедленно предложил группе контракт со своим лейблом Swing Mob, который базировался в Нью-Йорке.

Прихватив с собой Мосли и Маглу, Мисси и её группа без сожалений покинули родную провинцию и начали работу над пластинкой, попутно переименовавшись из Fayze в Sista. Своим прозвищем Мосли тоже оказался обязан ДеВанте Свингу — тот окрестил Тимоти в честь ботинок Timberland, слывших тогда верхом хип-хоп моды. Мосли плотно работал с несколькими проектами лейбла Swing Mob, включая Jodeci, Ginuwine и Sista, для которых стал основным продюсером альбома. Однако дела у Swing Mob шли неважно. Альбом Sista так и не был издан, и в конце концом дружная команда покинула лейбл и отправилась в собственное плавание.

Чтобы подзаработать, Эллиот и Тимбаланд начали понемногу работать «налево», предлагая свои композиции другим артистам. Разделение труда в дуэте было традиционным — Мисси выполняла функции сонграйтера, Тимба — аранжировщика. Среди первых подопечных тандема оказалась и певица Алийя (Aaliyah), к тому моменту перебравшаяся с Jive Records на Atlantic. Альбом Алийи «One In A Million», изданный в 1996-м, стал первым большим успехом для Тимоти. Пластинка разошлась тиражом более двух миллионов, поднялась на 18-е место в хит-параде Billboard 200, а в престижном R&B чарте стала второй. Был среди первых подопечных Тимбы и нью-йоркский рэпер Jay-Z, работавший над дебютным альбомом.

В мире хип-хопа, где акцент всё сильнее смещался от музыки в сторону текстов и медиа-активности звезд, Тимба слыл экспериментатором. Аранжировки Тимбаленда характеризовались затейливыми хромыми ударными (недаром его нередко называют одним из прародителей жанра UK garage) и минималистичным звуком, к которому позже добавится рваный и плотный электронный бас. Здесь надо подметить, что Тимба появился очень вовремя, ведь жанр R&B во второй половине девяностых переживал кризис. Старый звук, пришедший еще из поп-музыки восьмидесятых (помните Janet Jackson «Control»?), окончательно всем надоел, публика ждала чего-то нового. Этим новшеством и стали аранжировки, которые предлагал Тим. Тот в свою очередь обладал недюжинной музыкальной эрудицией и часто вдохновлялся музыкой, далекой от хип-хопа и его корней вроде соула или фанка, о чем не стеснялся заявлять открыто. «Я познакомилась с ним на какой-то вечеринке. Тимбалэнд подошел ко мне сам, чтобы выказать восхищение песней «Venus As A Boy»«, — рассказывает Бьорк (Bjork), — «с тех пор мы много общались». Эта песня не была единственным предметом восхищения Тимбы в репертуаре Бьорк. Для трека Missy Elliott «Hit 'Em Wit Da Hee» музыкант использовал фрагмент хита Bjork «Joga».

Пластинкой, окончательно закрепившей за Мосли статус новой звезды, стал дебютный альбом Missy Elliott (та после неудачи Sista решила работать сольно). Диск «Supa Dupa Fly» занял третье место в чарте Billboard 200, был номинирован на «Грэмми», а также получил восторженную прессу: «Supa Dupa Fly — альбом-пророчество. Именно такой будет чёрная музыка в XXI веке». И хотя, как правило, такими заявлениями критики тычут пальцем в небо, здесь прогноз оправдался на сто процентов.

Но до мирового господства Мосли было еще, что называется, пахать и пахать. В конце девяностых и начале двухтысячных Тим был не столько царем Мидасом, который превращает любой трек в бестселлер, сколько скромным трудягой — записывался часто и много, попутно обрастая связями. Среди многочисленных коллабораций того времени интересен в первую очередь союз с Беком (Beck) (Тим спродюсировал его кавер на песню Дэвида Боуи (David Bowie) «Diamond Dogs»). Дуэт примечателен тем, что здесь Мосли впервые вышел за пределы своей R&B-песочницы и показал себя как персону, к жанрам и кланам не привязанную.

Итогом продюсерской работы стал соло-альбом Тимбаленда под названием «Tim's Bio: Life from da Bassment». Здесь Мосли лишь изредка подавал голос, а в основном выступал в роли аранжировщика, отдавая вокальные партии «на аутсорсинг» многочисленным гостям, набранным разумеется из числа своих подопечных. На альбоме отметились Nas, Alliyah, Missy Elliott, Ginuwine, Jay Z и рэпер Ludacris, вскоре ставший самым коммерчески успешным исполнителем «южного хип-хопа», а тогда еще просто перспективный новичок.

По мере того, как Мисси Эллиот, Nas, Jay-Z и Ludacris превращались в новый музыкальный истеблишмент, а R&B или, точнее, жанр «urban» выходил на лидирующие позиции, росли и акции Тимоти Мосли. Тим то и дело появлялся на важных поп-пластинках, однако даже в продюсерском цехе пока пребывал на вторых ролях, и в борьбе за титул самого желанного аранжировщика уступал первенство бывшему коллеге по SBI Фарреллу Уильямсу и его группе Neptunes. Те оптом продюсировали звезд и собирали премии, а Тимбе как правило доставались объедки со стола. Так, например, в 2003-м Тим спродюсировал один из треков для Бритни Спирс (Britney Spears), но тот так и не был издан.

Годом прорыва для Тимбаленда стал 2006-й, а важнейшей пластинкой — второй альбом Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) под названием «FutureSex/LoveSounds». Джастин поначалу, разумеется, хотел пригласить для записи диска своих давних приятелей Neptunes, однако они в тот момент конфликтовали с выпускающим лейблом Тимберлейка Jive Records, и Джастину пришлось сделать выбор в пользу Мосли. Успех пластинки был ошеломляющим — четыре миллиона проданных экземпляров, четыре номинации на Грэмми, две из которых — за лучшую танцевальную запись (трек «Sexyback») и лучший песенный/рэп дуэт («My Love») достались Тимберлейку. Не скупились на похвалы и критики, при этом немалая часть лавров доставалась и продюсерской работе Тимбаленда. «Мистер Тимберлейк и Тимбаленд сработались настолько удачно», — писала New York Times, — «что на альбоме хорошо звучит даже самый отвратительный в мире перкуссионный инструмент — битбоксер». В том же году Мосли приложил руку к еще одному поп-бестселлеру, альбому Nelly Furtado «Loose», имевшему не меньший успех. Трон под «Нептунами» зашатался.

Надо сказать, что в ряду тех, кто восхищался Тимбалендом, числились отнюдь не только представители поп-индустрии. Похвалить Тимбу не стеснялись даже такие деятели от экспериментальной музыки, как Four Tet. «Timbaland делает странные экспериментальные аранжировки для поп-музыкантов, это очень смелая позиция! Я считаю, что самые яркие фигуры в электронике последних 10 лет — Timbaland и Aphex Twin, они двигают музыку вперед», — рассказывал Киран Хебден (Kieran Hebden) в одном из интервью.

Очень вовремя у Тимбы подоспел и второй сольник «Timbaland presents The Shock Value», записанный по образу и подобию предыдущего. Список гостей тут был таким, что захватывало дух — от Элтона Джона (Elton John) и Fall Out Boy до Тимберлейка, 50 Cent и Нелли Фуртадо. Но сильнее всех выстрелил трек «Apologize», записанный вместе с группой One Republic. Оригинал песни вышел на альбоме самих One Republic, а на свою пластинку Мосли взял ремикс собственного изготовления. В результате, изданный синглом ремикс Тимбы не просто «хорошо пошел», а стал одной из самых успешных записей десятилетия. Одних лишь платных скачиваний набралось под пять миллионов, а по количеству проигрываний на радио за неделю песня вообще установила мировой рекорд.

Так наш недавний экспериментатор превратился в автора «палаточных» хитов. Тут-то и начались сложности. Мосли стал самым востребованным продюсером мира, и предложения сыпались как из рога изобилия. И если альянсы Тима с Beyonce, Канье Уэстом (Kanye West) или 50 Cent выглядели вполне логичными, то интерес к нему со стороны публики, не имевшей раньше никакого отношения к R&B, как минимум вызывал удивление.

Проще всего было объяснить альянс Тимбаленда с Бьорк. В конце концов, они давно дружили, да и поработать вместе задумали задолго до того, как Тим превратился в первого продюсера планеты. «Мы созвонились в декабре 2005 года, он сказал: «Возможно, настало мое время»«, вспоминает певица, «Я хотела записать какую-нибудь энергичную песенку, но не знала, как объяснить Тимбалэнду свою идею, могла только напеть. У меня получилось: «Бац! Бум-бум-бум! Бац!» Но похоже, он меня понял». Куда менее логичным выглядел союз с Мадонной. Та, конечно, всегда держала нос по ветру, но её отличало пристрастие скорее к звездам восходящим, нежели уже сложившимся. Конъюнктурный R&B-альбом «Hard Candy», над которым вместе с Тимбой работали смешенные им с трона The Neptunes, был встречен весьма холодными рецензиями, да и в коммерческом смысле мягко говоря не впечатлял. Не превысить «платиновый» рубеж в США, да еще и с пластинкой, явно нацеленной на американский рынок, было для Мадонны верхом лузерства.

Еще хуже смотрелись коллоборации Тимбы с ветеранами поп-сцены. Обращение в R&B группы Duran Duran выглядело так же дико, как если бы Саймон Ле Бон (Simon Le Bon) сотоварищи вдруг решили нарядиться в черно-розовое и заиграть эмо. А уж новый музыкальный образ экс-вокалиста Soundgarden Криса Корнелла (Chris Cornell), который он явил публике на сподюсированной Тимбалендом пластинке «Scream» вызывал у большинства его поклонников зубовный скрежет и приступы неконтролируемой агрессии. Блоги пестрили злыми шутками в духе «Теперь я рад, что Кобейна нет с нами, ведь будь он жив, наверняка тоже решил бы поработать с Тимбалендом». Или еще более циничное: «Если на улицах Нью-Йорка в один прекрасный день найдут обезображенное тело Тимоти Мосли, это наверняка будет работой кого-нибудь из фанатов Корнелла». В этом свете новость о том, что Мосли собирается поработать с Coldplay, звучала особенно устрашающе. Но к счастью, для записи диска «Viva La Vida» британцы предпочли Брайана Ино (Brian Eno).

Пока Тимба по-прежнему завален заказами (в планах на 2010-й работа с Мэрайей Кэри (Mariah Carey), Мадонной и рэпером Game и новый альбом c Мисси Эллиот), но дела у него идут уже не так хорошо. Альбом «Shock Value 2» разошелся весьма скромными тиражами, да и будущее выглядит туманно. Со сменой десятилетия меняются музыкальные тенденции, и R&B уже не кажется столь модным и актуальным. Сумеет ли Мосли предложить публике что-то новое или сгинет в небытие подобно суперзвездным поп-продюсерам прошлого вроде Стока-Эйткена- Уотермана (Stock Aitken Waterman), Бобби Орландо (Bobby Orlando) или Джорджио Мородера (Giorgio Moroder)? Это покажет только время.

Награды


Grammy
2007 — Лучшая танцевальная запись
2008 — Лучшая танцевальная запись
BET Hip-Hop Awards
2007 — продюсер года
MTV Australia
2007 — награда за песню «Sexyback»
People's Choice Awards
2007 — Лучшая хип-хоп песня

ЭКСКЛЮЗИВ МУЗ-ТВ: Ваня Дмитриенко — о Премии МУЗ-ТВ 2024 «Возвращение» и планах на будущее

ЭКСКЛЮЗИВ МУЗ-ТВ: Ваня Дмитриенко — о Премии МУЗ-ТВ 2024 «Возвращение» и планах на будущее

Биг Босс и Добби, Инь и Ян современной музыки, Bahh Tee & Turken – в новом выпуске Очень Караочен!

Биг Босс и Добби, Инь и Ян современной музыки, Bahh Tee & Turken – в новом выпуске Очень Караочен!

На Андрея Кончаловского подали в суд из-за зубной щетки: пострадала «творческая душа»

На Андрея Кончаловского подали в суд из-за зубной щетки: пострадала «творческая душа»

Валерия поставила точку в вопросах о своей пластике и похудении Иосифа Пригожина

Валерия поставила точку в вопросах о своей пластике и похудении Иосифа Пригожина