Отгадай пару Битвы Поколений. У тебя 5 попыток!

13 сентября 2024, 14:00

Вадим Самойлов (Агата Кристи) — о «Битве поколений», The Hatters и каверах

«Нужно думать не о результатах конкурса, а о том, как ты себя покажешь»

Вадим Самойлов (Агата Кристи) — о «Битве поколений», The Hatters и каверах

Мы начинаем серию эксклюзивных интервью с участниками нового сезона «Битвы поколений» на МУЗ-ТВ. Первым гостем стал Вадим Самойлов (Агата Кристи).  

Вадим, первый вопрос мы решили задать исходя из тематики шоу «Битва поколений на МУЗ-ТВ». Есть ли какие-то песни (любых исполнителей), которые вам очень хотелось бы перепеть? Или может есть песни, которые вы слушаете и думаете: отличная песня, ее бы вот чуть в нашем стиле докрутить и легендой станет? 

Обычно я не прослушиваю композиции на предмет, лучше они или хуже были бы в моем исполнении. Если мне доводится – как в этом случае с группой The Hatters – поучаствовать в таком проекте, то я заново переслушиваю весь материал и ищу композицию, которая во мне откликается. И в принципе тут решение очень простое: я пытаюсь эту композицию сделать с нуля своей. С точки зрения просто прослушивать и думать «вот хорошая песня, ее бы чуть докрутить, я бы спел» – Нет, я обычно таким не занимаюсь.

У вашего творчества достаточно мистический, таинственный и временами даже пугающий образ. А какой вы в повседневной жизни?

Как и любой человек в повседневной жизни — я разнообразный. И, конечно, эта мистичность, иногда пугающая, иногда веселящая, иногда даже истеричная — это все какие-то части меня. Вообще человек — это многосложное существо, в котором очень много слоев, которые раскрываются в разных обстоятельствах. Поэтому я и в творчестве, и в жизни разный. В большинстве времени, наверное, нахожусь в золотой середине. По крайней мере стараюсь таковым быть. 

Петр Май писал, что вы познакомились во время подготовки к музыкальному конкурсу в школе. Помните ли вашу встречу?

Я не помню конкретный конкурс. Поэтому, скажем так, познакомился с Петей Маем, наверное, в большей степени, когда подглядывал за комитетом ВЛКСМ. Оттуда каждый вечер доносилась громкая музыка. Я там стоял сначала под дверью, потом стал чаще заходить. Город у нас был маленький, родители друг друга знали, и все знали, что я учусь в музыкальной школе, что у меня выраженные музыкальные способности.

В его рассказе вы представлены как очень находчивый человек, способный в кратчайшее время решить любую проблему. За столько лет на сцене наверняка бывали случаи, когда вы сами удивлялись, как удалось выкрутиться из сложной ситуации? Расскажите.

Умение справляться со стрессами во время подготовки концерта, и во время проведения концерта – это действительно важный, как сейчас это называется, скилл, важный навык. Но хочу подчеркнуть, что этот навык появляется не сам по себе, он проистекает из большого количества знаний и опыта. Просто так с нуля, наугад нельзя быстро устранить техническую неполадку на сцене, нужно обладать специальными знаниями. Я всегда был увлечен не только музыкой, но и физикой, и считаю это залогом моего успеха. В том числе, и в разрешении сложных ситуаций во время подготовки и проведения концерта.

В «Битве поколений» соревнуются молодые и опытные исполнители. А вы буквально через год после основания группы уже выступали на рок-фестивале в Глазго. Какие ощущения были, когда вы узнали, что будете представлять советский рок за рубежом?

То, что нас отобрали для выступления, представления русского рока в Мекке, по сути дела, рок-музыки, в Британии, это, конечно, было для нас большим удивлением, и большим вызовом, и большим любопытством. 
Я помню, что до последнего момента репетиции уже в Глазго я не представлял, как будет реагировать англоязычная аудитория. Я всегда понимал, что есть наша культурная среда, есть их культурная среда. И это две вещи очень разные. И к моему удивлению, и, конечно, это мы считаем одной из своих значимых побед, когда меняется твое самоощущение – это было то, что нас принимали. Это не была русская община, это не была русская диаспора, это были именно аборигены — эдинбуржцы, глазговцы, жители Лондона. Люди, которые решили приехать и послушать, что такое русская рок-музыка. Их реакция была бурная, они принимали все. Но надо отдать должное, мы выступали очень хорошо, у нас уже тогда был очень хороший музыкальный исполнительский уровень. И потом я не раз также сталкивался с положительной реакцией от международных различных экспертов, слушателей. Мы победили и во Франции на фестивале «Open Du Rock», выступали много на других иностранных фестивалях именно для местной публики. И всегда вот этот момент открытия и приятия присутствовал, и это всегда нас окрыляло.

Как вы вообще относитесь к музыкальным конкурсам? Может ли кто-то оценивать музыку, или лучше всего это делает признание фанатов? 

Как бы мы ни относились к конкурсам, с одной стороны, да, на всякое музыкальное произведение, на всякую группу, найдется свой любитель. И сложно сказать, то ли конкурс делает нас великими, то ли мы заходим в конкурс, потому что нам суждено победить в нем. Это уже вопрос метафизический. Чаще я склоняюсь к тому, что тот, кто готов, тот и побеждает. То есть, он пришел в конкурс, чтобы победить и быть дальше услышанным. Это некий путь, в котором, в том числе конкурс, является какой-то реперной точкой. Сам по себе конкурс, это вещь несколько неуютная, конечно, но я вот с годами отношусь к этому философски, что просто любое публичное большое выступление для экспертов, для большой телевизионной аудитории — это возможность себя показать. И нужно думать не о результатах конкурса, а о том, как ты себя покажешь.

А стоит ли в принципе сравнивать музыкальные поколения? 

Музыкальные поколения не то чтобы стоит сравнивать. Скорее мне нравится, что возникает некая преемственность. В какой-то момент было ощущение разорванности поколений между старыми рокерами, еще даже старше, чем я, и молодыми. Ваша программа «Битва поколений» помогает снова эту преемственность восстанавливать. И это, я считаю, очень хорошо. Поэтому тут вопрос не сравнения. Есть определенные фазы: условно говоря, после рок-н-ролла появились хиппи, после хиппи появились панки. То есть всегда поколение детей провозглашало некоторые новые идеи, которые иногда входили в конфронтацию с идеями их родителей. Это хорошо описано в нашей литературе, почитайте «Отцы и дети». И в музыкальном мире, и в рок-мире это тоже происходит. Поэтому я считаю, что здесь нужно даже не сравнение, а скорее взаимный анализ. Это взаимно обогащает и старшее поколение, тех, кто хочет двигаться дальше, и придает знания, мудрости и опыта молодым, которые сверяют себя с нашим опытом.

Вашими соперниками в шоу «Битва поколений» стала группа The Hatters. Когда вы о них узнали? Какие их песни вам нравятся? 

Я слышал про группу The Hatters, «Делаю шаг», конечно, слышал, еще какие-то песни. Но я не слушал их альбомы внимательно, до того, как узнал, что мы будем в одной передаче работать. Изучил много их альбомов и выбрал ту песню, которую услышал, что могу, как я уже говорил, почувствовать, как своей сделать и прочесть по-другому. Группа очень музыкальная. Музыкальные эксцентрики. В определенном смысле, в ранних периодах «Агата Кристи» тоже обладала такой музыкальной эксцентричностью, больше размещенной в области академической музыки, помпезного арт-рока, симфо-рока. The Hatters – ребята находчивые, ребята остроумные, у них хорошее чувство меры. Для меня ощущения от них такие, как классических эстрадных артистов. Они уделяют внимание шоу, они и синхронно какие-то вещи делают, те, на которые я не обращаю внимания и чем-то другим беру. 
Для меня тоже интересно было с ними познакомиться, близко пообщаться, посмотреть другую школу. Она может быть такая немножко от коммерции, то есть понятно, что там была цель на успех, но это тоже хорошая история. Они умело это делают, молодцы. Ну и душевность тоже есть в песнях: то, как они составлены, лирические герои внутри композиции, которые в том числе, например, проявляются в «Делаю шаг», это уже манифест личности, он в песнях тоже считывается. Это любопытно. 

The Hatters в своем творчестве используют нетрадиционные для рока инструменты, скрипку, баян. Как вы считаете, почему сейчас на сцене не так много групп, которые используют такие инструменты?  Как вы считаете, добились бы ребята популярности без этой изюминки?

Я не соглашусь, потому что и скрипка, и баян были традиционными инструментами в русском рок-н-ролле. Ну, во-первых, скрипка – это «Аквариум», во-вторых, это ДДТ со знаменитой скрипкой в их ранних работах. Что касается баяна, у нас даже был термин «рок с баяном». Кто только с баяном не выступал. И у «Алисы» есть песни с баяном, у «Чайфа», у Гарика Сукачева. То есть это очень распространенный был прием. И здесь я как раз вижу продолжение традиции. А то что это немного такое рок-кабаре – да, тут целесообразно использование набора скрипок и баяна. Почему бы нет?

А какой самый необычный инструмент вы использовали за время вашей музыкальной карьеры?

Какого-то необычного духового или струнного инструмента а-ля скрипки я назвать не могу. Но я могу сказать, что необычным был сам принцип использования электроники, сам этот ход. Её я начал очень давно использовать, ещё в ранних магнитоальбомах «Агаты Кристи» 1985-86 года можно услышать электронные барабаны, например, которые я делал из синтезаторов. И вообще использование электроники, а впоследствии и электронных секвенсоров, электронных звуков в традиционной рок-музыке – здесь «Агата Кристи» и я, как её в том числе саундпродюсер, были всегда в авангарде, всегда новаторами. То есть, я использовал электронику не просто, как что-то фоновое, а как несущую аранжировочную суть. Я считаю, что соединение глубокой электроники, альтернативной иногда, с живым звуком — это мой конёк. Наверное, это является какой-то уникальностью. Потому что я часто использую электронные музыкальные инструменты не по прямому назначению, а совершенно в другом контексте и это даёт фирменный стиль звука.

Совместные записи треков и даже альбомов сейчас очень популярны. Давайте пофантазируем: если бы была такая возможность – с кем из отечественных музыкантов любой эпохи вы хотели бы поработать? А из зарубежных? 

Нет, у меня обычно не возникает желания и планов спеть с кем-то вместе. В части дуэтов мне интересна работа в большей степени не соисполнительская, когда мы поем вместе, а саунд-продюсерская. Например, я участвовал в альбоме «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус», где очень много сделал по гитарам, по звуку, по саунд-дизайну. Я могу много кого представить, с кем можно в качестве саунд-продюсера было бы повзаимодействовать. А петь дуэтом – не сказал бы, чтобы это мой конек. Самая большая моя дуэтная работа до сегодняшнего момента — это работа с группой «Пикник» в альбоме «Тень вампира». Там два персонажа: одного представляю я, другого Эдмунд Шклярский. И вот в новом грядущем альбоме у меня случился замечательный дуэт с моей землячкой Настей Полевой из группы «Настя», кавер на ее песню. Это тоже редкий случай.

Ну и последний вопрос: ваша любимая песня из вашего творчества? И приоткройте немного тайну – прозвучит ли она в «Битве поколений»?

Я бы не сказал, что песни делятся на любимые и нелюбимые. Они все происходят друг от друга по очереди. И, определенная песня не родится, если до нее не было всех предыдущих. Я могу только сказать, что, наверное, одна из значимых песен по тому факту, как ее люди воспринимают и как она звучит на сцене – это композиция «Никогда», которую вы могли слышать в знаменитом фильме «Брат 2», который, естественно, ассоциируется с моими товарищами Алексеем Балабанов и Сергеем Бодровым. Тем более в современном мире, когда снова нужна идентификации, когда мы снова ищем своих – песня про дружбу и любовь, про единение значит еще больше. Поэтому это композиция «Никогда», наверное, она сейчас наиболее дорога. Мы ее всегда исполняем на концертах финальной и, конечно, она прозвучит в «Битве поколений». 
 

ФОТО: Личный архив Вадима Самойлова