ЛОНГРИД МУЗ-ТВ: Смешано и смешно. Что такое «мэшап», и почему это так весело

Тонкая грань между интернет-шуткой и интернет-культурой

img

Вся суть (на самом деле нет) в одном треке

Дать определение мэшапу очень легко. Mash up - с английского «взбивать, толочь». Смешение нескольких музыкальных композиций, наложение, например, вокальной партии из одной песни на музыку другой. В результате- новое, неоригинальное по своей сути произведение. С учетом развития и доступности технологий, подобные манипуляции требуют минимальных навыков работы с соответствующим софтом, слабенького компьютера и выхода в интернет. Но дальше возникает логичный вопрос. Зачем?

Кому это интересно и для чего используется? Миллионам пользователей социальных сетей и видеоплатформ, например. 145 тысячам подписчиков самого крупного паблика в VK, посвященного теме. Сотням людей, посещающих мэшап-вечеринки.

Эта простая технология дала развитие целому направлению интернет-юмора, причем юмора нехарактерного, практически не использующего визуал, на который соцсети и заточены. Юмора, сформировавшего огромное и цельное комьюнити, практически субкультуру со своими кумирами, своим стилем и модой.

Но обо всем по порядку. Экскурс в историю и погружение в контекст лишними не будут, даже когда речь идёт об интернет-приколах. Некоторые воспринимают мэшап, как самостоятельный жанр, но ограничить его какими-то рамками будет трудно. Это в первую очередь инструмент, который может быть использован в совершенно разных ситуациях и с разной целью. Инструмент с богатой историей, берущей начало задолго до появления звукозаписи. Кводлибет, старинная техника музыкальной композиции, ставшая популярной в эпоху барокко – по сути своей мэшап. Смешение известных мелодий и текстов того времени, к которым обращались даже Бах (см «Свадебный кводлибет») и Моцарт. Но вопрос всё тот же. Зачем?

Мэшап эпохи барокко

Потому что смешно. Потому что одна из основных концепций юмора - эффект неожиданности, сочетание несочетаемого и обращение к чему-то хорошо знакомому. Вы слышите начало известной с детства песни или звучащего из каждого утюга поп-трека. Вы узнаете его и подсознательно ожидаете знакомого продолжения, текста, голоса, а получаете вокал из совершенно другой композиции, которую тоже хорошо знаете (оценить мастерство автора и задумку можно и без знания первоисточников, но полноценный эффект без этого достигнут не будет). Получаете когнитивный диссонанс, удивление, смех. А ведь не так уж и плохо звучит? Как автору могло прийти в голову совместить настолько несовместимое? Надо послушать еще! Поэтому, услышав куплет Сявы на песне Металлики или припев Цоя на новом хите Мейби Бейби, вы улыбнетесь.

Сама же возможность подгона одной композиции под другую и их совмещения встала на вооружение диджеев и является одним из их основных рабочих инструментов. Множество миксов крупнейших электронных артистов, с которыми они покоряли клубы и многотысячные оупен-эйры – мэшапы. Альбом The Beatles под названием «Love», увидевший свет в 2006ом году- мэшапы. И именно из-за широты распространения и спектра использования говорить о мэшапах, как о каком-то цельном явлении, будет не совсем корректно. Мы сконцентрируемся на интернет-культуре, сформировавшейся вокруг этого, казалось бы, чисто технического и функционального приёма.

Мэшапы бывают разные

Глобально мэшапы можно разделить на две категории: те, что про юмор, и те, что про красоту. И если в первом случае качество исполнения не имеет особого значения, а иногда нарочитая небрежность и неслушабельность лишь усиливают комический эффект, то во втором авторы корпят над звучанием, стараясь сделать максимально приятный слуху и гармоничный трек, который будет звучать так, как будто «так изначально и задумывалось», который не знакомый с источниками слушатель не отличит от оригинала.

Однако большинство мэшаперов ищут золотую середину, в которой и идея и исполнение будут на должном уровне. Для этого пишутся многостраничные гайды-учебники, в обсуждениях групп в социальных сетях и специальных конференциях постоянно обмениваются опытом и различными фишками, пишутся специальные программы, облегчающие процесс создания мэшапов. Ведь недостаточно подогнать два трека по темпу и совместить. Но даже хорошей обработки, использования эффектов, подгонки вокала по нотам к музыке мало. Главное не навык, который можно выработать. Главное - идея. Как бы хорошо мэшап ни был сделан, он должен откликаться у людей, должен выделяться на фоне сотен и тысяч других. С поиска самых безумных сочетаний и началась история мэшапов как интернет-феномена.

С 2012 года на американском сервисе, своеобразной социальной сети для музыкантов, Soundcloud стали выходить подборки под говорящим названием «Soundclown». Туда входили самые дикие, странные и неожиданные миксы, которые сарафанным радио расходились по интернету. Дошли они и до России. Паблик в VK #mashup начинался, как ретранслятор этих подборок. Постепенно все больше энтузиастов стали делать нечто подобное своими силами, и со временем оригинальный контент почти полностью вытеснил иностранный.

Подборки soundclown на YouTube пользуются большой популярностью

Способствует обособлению и то, что многие, например, американские мемы, хиты прошлого, вызывающие ностальгию там, здесь попросту никому не известны. Поэтому и т.н. «сурсы» (источники, треки, из которых собирается мэшап) со временем стали в основном русскоязычными. Это могут быть и старые, и новые популярные песни, и саундтреки из фильмов, игр или аниме, и мемы, как свежие, так и проверенные временем.

Что интересно, многие из популярных в комьюнити источников нельзя назвать широко известными даже среди активной аудитории соцсетей. Ведь костяк аудитории мэшапов - молодые люди 18-30 лет, увлекающиеся видеоиграми и японской культурой, электронной музыкой. Поэтому не удивляйтесь, раз за разом натыкаясь на мэшапы с Aphex Twin и Death Grips, культовыми в определенных кругах авангардными проектами, или с саундтреком из отечественной визуальной новеллы «Бесконечное лето». Но самые популярные мэшапы, естественно, базируются на вирусных треках.

Но главным остаётся самовыражение и оригинальность. Мэшап может быть трехсекундным и состоять из одной ноты или слова, а может представлять собой часовой микс. В нем может быть два или сто два «сурса», сменяющие друг друга каждую секунду. Это и делает процесс творческим, а не механическим, а результат таким интересным. Как далеко сможет завести автора его буйная фантазия?

Смех продлевает жизнь

Своя мекка (паблики ВКонтакте #mashup и [alt]), свои герои (продуктивные мэшаперы-старожилы, такие как sektorjazza, ДЖКБ или Gefalsht, имеющие своих преданных поклонников и узнаваемый стиль), свои места для встреч (вечеринки #mashupble, которые проводит творческое объединение Lickeble в Москве), свой сленг (джаз=рассинхрон) и свои мемы (бесконечные анимированные картинки с танцами, из которых по большей части состоят комментарии под любым треком), своя внутренняя кухня (частые конкурсы, коллаборации разных авторов).

Кто-то не знает, как называются аудиомемы, время от времени всплывающие у него в ленте, и они просто поднимают ему настроение. Кто-то бесконечно совершенствует свои навыки, тратя на генерацию идей и шлифовку технической стороны все свободное время. Кто-то заходит в группу по вечерам перед сном, чтобы зарядиться позитивом, а кто-то ожесточенно спорит в комментариях ночами напролет и с горящими глазами рассуждает о мэшап-комьюнити, как о семье. Но всех их объединяет одно вполне естественное, даже инстинктивное желание. Желание иногда отключить мозг и просто посмеяться.

Фото: https://vk.com/mashupble2, nktt

 

комментарии
всего {{ count }}