Отгадай пару Битвы Поколений. У тебя 5 попыток!

04 января 2026, 11:00

Психолог рассказала, как бороться с синдромом отложенной жизни

«Новый год как будто обещает «новую жизнь», но сам по себе он ничего не меняет»

Психолог рассказала, как бороться с синдромом отложенной жизни

Новый год уже стучится в двери, а вы снова ловите себя на мысли, что настоящая жизнь начнется «после»? Знакомое многим состояние, которое в декабре обостряется с особой силой, психологи называют синдромом отложенной жизни. Но почему именно под бой курантов мы массово решаем, что наша реальная жизнь поставлена на паузу? Эксклюзивно МУЗ-ТВ семейный психолог и психотерапевт Ольга Кушнарева рассказала, как вовремя распознать синдром отложенной жизни и почему новогодние праздники становятся временем для превращения жизни в черновик и бесконечной подготовки к «идеальному моменту».

Как объясняет Кушнарева, повышенное ожидание новогодних праздников работает как мощный психологический триггер: мы с легкостью отправляем в «январский отпуск» свои реальные цели и мечты. По этой причине, возникновение синдрома отложенной жизни (СОЖ) в предновогодний и праздничный период — не редкость.

«Новый год часто становится удобной психологической точкой отсрочки: после праздников начну худеть, поменяю работу, займусь собой. В итоге несколько месяцев жизни превращаются в ожидание, а не в проживание. Новый год как будто обещает «новую жизнь», но сам по себе он ничего не меняет — меняются только решения».

Знакомая многим ловушка, когда кажется, что настоящая жизнь вот-вот начнется, стоит только дождаться чего-то: понедельника, Нового года, подходящего момента, — оказывается не просто хандрой или прокрастинацией, а целой психологической установкой. Что же представляет собой синдром отложенной жизни?

«Синдром отложенной жизни — это когда человек живет с установкой: сейчас не время, настоящая жизнь будет потом. Проблема в том, что «потом» может не наступить или прийти совсем не таким, как ожидалось», — объясняет Кушнарева.

Причины возникновения СОЖ уходят не только в привычку откладывать дела, но и в наши глубинные страхи, поэтому в такие моменты наш сложный защитный механизм психики маскируется под благоразумие.

«Чаще всего СОЖ возникает там, где жизнь строится вокруг условий: «Вот похудею — тогда буду жить», «Будет больше денег — тогда начну радоваться», «Закончатся праздники, школа, проекты — тогда…». Жизнь превращается в бесконечную подготовку к жизни».

Психолог выделяет несколько признаков, которые помогут распознать синдром отложенной жизни: постоянное откладывание желаний («начну, когда…»), обесценивание настоящего («это пока не в счет») и привычная фраза «еще не время» как универсальное оправдание для бездействия.

Кушнарева подчеркивает, что, несмотря на универсальный характер синдрома, его проявление у мужчин и женщин зачастую отличается, принимая формы, продиктованные укоренившимися социальными ролями.

«СОЖ у женщин чаще выглядит как жертва: сейчас для детей, для семьи, потом для себя. У мужчин — как откладывание жизни до достижения статуса: сначала заработаю, потом поживу».

Иногда жизнь в «отложенном» сценарии выглядит как разумная стратегия: отложить мечту, чтобы выстоять в кризисе, или блокировать эмоции и желания, чтобы пережить черную полосу.

«Если это становится образом жизни, человек может внешне быть успешным, а внутри чувствовать пустоту и упущенное время», — считает Кушнарева.

Тем не менее, психолог предупреждает, что синдром отложенной жизни может незаметно истощать психику, лишать вас энергии, отравлять настоящее чувством фоновой тоски и превратиться в невроз.

«Длительная жизнь «на потом» часто приводит к тревоге, раздражительности, выгоранию, психосоматике, а в дальнейшем — к депрессивным и невротическим состояниям. Особенно болезненно, когда приходит осознание: время ушло, а жить так и не начал».

Как же бороться с синдромом отложенной жизни?

«Главный шаг — перестать ждать идеальных условий. Не нужно резко менять всю жизнь. Достаточно начать возвращать себе право: радоваться сейчас и делать маленькие шаги, а не грандиозные планы. Не откладывайте заботу о себе «до лучших времен» и помните, что жизнь происходит не после, а во время», — рекомендует Кушнарева.

Говоря об эффективности составления списков целей на год, чтобы перестать откладывать жизнь на потом, психолог объясняет, что они работают только если «цели живые и реальные». В противном случае красивый план в заметках станет еще одной отсрочкой — виртуальным обещанием, которое мы с облегчением вычеркиваем из настоящего дня.

«Списки в формате «с 1 января стану другим человеком» чаще усиливают синдром. А вот цели, которые можно реализовывать уже сейчас, без ожидания идеального момента, — наоборот, помогают вернуться в жизнь», — считает эксперт.

Как же предотвратить развитие СОЖ в период новогодних праздников?

По словам Кушнаревой, важно не делать Новый год «точкой спасения», а определить, какие планы, маленькие радости и удовольствия вы можете позволить себе уже сейчас, не дожидаясь января.

«Праздники не должны откладывать жизнь — они могут быть ее частью. Синдром отложенной жизни — это не лень и не инфантильность. Это страх начать жить без гарантий. Но у жизни нет черновика. Всё, что мы бесконечно откладываем, мы рискуем однажды просто не успеть прожить».

Ранее, 9 декабря, Кушнарева рассказала МУЗ-ТВ о том, как избежать предновогодней апатии. По ее словам, внутренние ресурсы заканчиваются раньше 31-го числа, и на этом месте рождается тревога. Кроме того, новогодняя апатия у мужчин и женщин проявляется по-разному. Именно по этой причине происходит большинство семейных конфликтов в предновогодний период.

ФОТО: FreePic

Читайте нас в Телеграме, чтобы оставаться в курсе событий