Нейросеть против режиссера: кто теперь снимает клипы российских звезд?

Создание музыкальных клипов всегда было сложной и дорогой задачей, но с развитием технологий на смену традиционному продакшену приходит гибридный формат с использованием сгенерированных сцен через искусственный интеллект (ИИ).
МУЗ-ТВ поговорил с тремя экспертами в области ИИ-технологий, чтобы выяснить, как новые технологии влияют на ландшафт российского видеопродакшена.
По мнению Константина Соболева, руководителя группы «Генеративный ИИ для видео» лаборатории FusionBrain Института AIRI, за последние три года технологии генерации видео совершили резкий скачок. Создаваемый искусственным интеллектом контент достиг такого уровня реализма, что зачастую он не отличим от настоящей видеосъемки. Еще одним стимулом для внедрения ИИ-технологий стала экономическая выгода.
«Подписка на топовую модель обходится значительно дешевле проведения одного съемочного дня, при этом процесс создания видео ускоряется, поскольку не нужно арендовать локацию, костюмы и пост-продакшн. Это особенно важно, например, для начинающих музыкантов или независимых продюсеров, для которых инвестиции в клип — серьезная статья расходов», — считает Соболев.
Мнение о доступности и экономии ресурсов при использовании ИИ-технологий разделяет и Артем Егоров, руководитель лаборатории иммерсивных технологий в образовании Школы управления «СКОЛКОВО». Эксперт отмечает, что в будущем ИИ‑видео станет массовым инструментом, но будет требовать гибридного подхода со стороны команды артиста.
«Модели ускоряют и удешевляют этапы, а финальный вкус и контроль остаются у команды и режиссера — это просто рабочая логика больших релизов, а не идеология «заменить всё». Для топовых артистов это означает: кастомная постановка никуда не денется, а ИИ займет зоны препродакшна, быстрых вариаций и стилистических тестов», — заявил Егоров.
Рассуждая о трансформации творчества в эпоху искусственного интеллекта, юрист Мирза Чирагов указывает не на угрозу, а на возможность переосмысления понятия авторства и появление гибридных форм, где ценится не вклад автора, но и «уникальность замысла и кураторство над процессом».
В то же время, это не означает, что любой результат работы ИИ получит правовую защиту.
«Полностью сгенерированные ИИ ролики без участия человека, скорее всего, не будут подпадать под классическое понятие «авторского видео», потому что в них отсутствует элемент человеческого творчества, который лежит в основе авторского права», — подчеркивает юрист.
Несмотря на схожесть мнений об особенностях применения искусственных технологий, эксперты по-разному видят будущее ИИ-видео как массового инструмента для большинства поп-исполнителей.
«Наиболее вероятным способом применения генеративного видео ИИ в создании клипов станет интеграция ИИ-видео в процесс монтажа для замены различных графических эффектов и трудновоспроизводимых в реальной съемке элементов», — считает Соболев.
В свою очередь, Егоров отмечает, что ИИ-технологии ещё не преодолели барьер в создании сложных сцен, где решающую роль играет живая актерская игра.
«На коротких сценах с контролируемыми текстурами и движением это уже происходит, но длинная мизансцена с живым светом, актерской нюансировкой и звуком пока надежнее в реальной съемке, поэтому гибрид — не компромисс, а трезвый выбор. ИИ не обесценивает авторское видео — обесценивает ремесленная штамповка», — объясняет Егоров.
Ранее, 28 октября, Филипп Киркоров выпустил клип на песню «Одинокая, нежная», который был полностью создан с использованием технологий искусственного интеллекта.
ФОТО: «Известия»















































