Отгадай пару Битвы Поколений. У тебя 5 попыток!

16 декабря 2025, 19:15, обновлена в 20:26

Музыкальные рождественские и новогодние истории: от классики до современности

Подборка добрых мюзиклов

Музыкальные рождественские и новогодние истории: от классики до современности

В разгар предпраздничной суеты социальные сети изобилуют фрагментами культовых мюзиклов — тех самых, что подарили миру незабываемые рождественские и новогодние хиты. Редакция МУЗ‑ТВ присоединилась к волне ностальгии и выбрала самые душевные киноистории, способные перенести в сказку даже самых сдержанных зрителей.

Светлое Рождество / White Christmas (1954)

Начать список хотелось бы с одной из самых стильных и атмосферных музыкальных комедий — фильма Майкла Кертиса «Светлое Рождество», который по праву считается классикой рождественского кино. История повествует о двух американских солдатах — Бобе Уолласе (Бинг Кросби) и Филе Дэвисе (Дэнни Кэй), чьи судьбы переплелись на полях сражений Второй мировой войны. Незадолго до возвращения домой, в США, Фил предлагает Бобу исполнить песню, которую он сочинил. Боб соглашается, и это становится отправной точкой их творческого союза.

С победного 1945 года дуэт Уолласа и Дэвиса начинает гастрольную деятельность. Их талант, харизма и неповторимый музыкальный стиль быстро приносят им всенародную любовь: концерты проходят с аншлагами, а карьера достигает пика с собственной постановкой на Бродвее. Однажды артисты знакомятся с двумя начинающими певицами — сестрами Бетти (Розмари Клуни, родная тетя голливудского актера Джорджа Клуни) и Джуди (Вера-Эллен). Девушки передают мужчинам письмо от своего брата Бенни — бывшего сослуживца Уолласа и Дэвиса. Проникнувшись сочувствием к сестрам, Боб и Фил предлагают им участие в рождественском шоу в Вермонте. Однако за кулисами грядущего концерта разворачиваются любовные перипетии. 

Мюзикл «Светлое Рождество» вошел в историю кинематографа благодаря не только заминающимся песням и блестящим номерам, но и выразительным костюмам, созданным художницей Эдит Хэд. С ее легкой руки Бетти и Джуди облачились в наряды из кружева, фатина, бархата и атласа. Эти материалы используются брендами и по сей день в праздничных капсульных коллекциях. Отдельный шик — муфточка из белого меха в руках у Джуди, похожая была у героини следующей картины. 

Карнавальная ночь (1956)

Переместимся в советский кинематограф и обратимся к еще одной новогодней классике — фильму «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова. Эта картина не просто стала символом новогодних праздников, но и породила один из самых устойчивых культурных мифов, связанный с так называемым «эффектом Манделы» — феноменом коллективной ложной памяти. Некоторые зрители уверены, что в культовой песне Леночки Крыловой (Людмила Гурченко) есть строка: «Пять минут, пять минут — это много или мало?», однако подмена произошла из-за других строчек: «Можно сделать очень много!», «Их осталось так немного!», «Пять минут — так немного!».

В оригинальном (без подмен) варианте Леночка Крылова размышляет о ценности краткого времени: за пять минут можно успеть помириться, признаться в любви, сделать важный шаг. Песня построена на контрасте между кажущейся мимолетностью мгновений и их реальной значимостью. Выходит, что даже короткий промежуток времени способен изменить многое, если использовать его осознанно. 

Сюжет всеми любимой «Карнавальной ночи» не станем пересказывать в сотый раз. Просто хочется отметить, насколько витальная и искренняя эта лента, ставшая непременным атрибутом праздничных телеэфиров. «Карнавальная ночь» остается любимой за искрометные диалоги (например, герой Игоря Ильинского — ворчун-директор — деловито произносит секретарше: «Ну что же, заслушаем клоунов?»; или легендарная «Розочка» от лектора в исполнении Сергея Филиппова). Утонченные наряды Леночки, которые по-прежнему ценятся историками моды, по щегольству могут составить конкуренцию Джуди и Бетти из «Светлого Рождества». Сам фильм «Карнавальная ночь» уже не первое десятилетие удивляет зрителей искренностью чувств и добрыми песнями. 

В тринадцатом часу ночи (1969)

В сокровищнице советского телевизионного кино особое место занимает новогоднее ревю «В тринадцатом часу ночи» — причудливая, почти сюрреалистическая постановка, которая стирает границы между сказочным и реальным мирами. Этот музыкальный телефильм, снятый Ларисой Шепитько в 1968 году, впервые вышел в эфир в ночь на 1 января 1969 года и с тех пор остается уникальным образцом праздничного телевидения эпохи.

В центре повествования — компания сказочных существ — героев русских-народных сказов: Баба Яга (Зиновий Гердт), Овинный (Анатолий Папанов), Водяной (Георгий Вицин), Домовой (Виктор Байков), русалка (Наталия Дрожжина), Анчутка (Вячеслав Царев), Леший (Спартак Мишулин) и Гном (Андрей Макаренко). 

По сюжету, скучающая нечисть ожидает приезда «заграничного гостя», которым оказывается маленький Гном в красном костюме. Он говорит на вымышленном языке, и лишь Русалка способна его переводить. За праздничным столом герои предаются веселью: поют, пляшут и с увлечением смотрят новогоднюю телепередачу — прямо как обычные зрители. В одном из представленных номеров можно уловить аллюзию на The Beatles — тонкий намек на мировую музыкальную моду конца 1960‑х.

Но скучное созерцание быстро надоедает волшебным персонажам. В кульминационный момент они магическим образом проникают в телестудию, где идут съемки праздничного шоу. Оказавшись «по ту сторону экрана», сказочные гости начинают наводить свои порядки, превращая строгий телевизионный процесс в безудержное веселье.

Сегодня «В тринадцатом часу ночи» уже воспринимается как уникальный артефакт эпохи, однако на момент выхода это был смелый новогодний эксперимент в жанре ревю, которое сочетало не только красочные выступления, но и гротескные сюжетные повороты. Фильм напоминает: в новогоднюю ночь реальность становится податливой, а чудеса — неизбежными.

Чародеи (1982)

Еще одной сияющей звездочкой среди советских телевизионных проектов до сих пор остаются «Чародеи» от режиссера Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. Больше четырех десятилетий ни один новогодний праздник не обходится без песен этого мюзикла — трудно сосчитать, сколько раз перепевали культовые «Песенку о снежинке» и «Три белых коня»! 

Сюжет этого фильма — типичный пример «героини в беде», но героиня оказывается непростой. Став жертвой колдовских манипуляций, Алена Санина (Александра Яковлева), получает способности ведьмы, отчего не узнает своего жениха — Ивана Пухова (Александр Абдулов). Эта метаморфоза происходит в преддверии главного события в сказочном Китежграде, в стенах Научного универсального института необыкновенных услуг (НУИНУ), в котором Алена работает заведующей лабораторией. 31 декабря там планируется представить сенсационное изобретение — волшебную палочку.

Неоспоримая сила «Чародеев» — в его музыкальном ряде, сочиненном композитором Евгением Крылатовым на стихи Леонида Дербенева. Песни из фильма мгновенно ушли в народ и до сих пор звучат в новогодних эфирах. Эти композиции не просто украшают фильм — они становятся эмоциональными маркерами истории, подчеркивая то трепет ожидания, то горечь разочарования, то восторг победы любви.

Путешествие в сказку / Babes in Toyland (1986)

А теперь — еще одна рождественская история: «Путешествие в сказку» от режиссера Клайва Доннера. Главная героиня — одиннадцатилетняя Лиза, вынужденная играть роль взрослой ради младших братьев и сестер.

В канун Рождества девочка попадает в волшебный мир, где игрушки говорят, а злодей Барнаби Барнекл замышляет захватить власть. Чтобы спасти страну игрушек и влюбленных — Мэри и Джека — Лиза вместе с новыми друзьями отправляется в приключение, в котором главное оружие — не магия, а вера. Потому что мастер игрушек не поможет, пока герои не поверят в чудо по-настоящему. 

В главных ролях — 11-летняя Дрю Берримор и 22-летний Киану Ривз, чья харизма уже тогда практически чувствовалась сквозь экран. Несмотря на захватывающий сюжет, мюзикл не стал классикой новогодних традиций, к тому же кинокритики наперебой судачат о том, что «Путешествие» нельзя назвать выдающимся в фильмографии Ривза и Берримор. Как бы то ни было, фильм дарит ту же теплую атмосферу: детский восторг, борьбу добра со злом и веру в то, что даже в самый темный вечер может случиться чудо. 

Рождественская сказка Маппетов / The Muppet Christmas Carol (1992)

Нашу подборку продолжает лента — экранизация знаменитого романа Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Появление на экране кукольных героев наряду с реалистичными декорациями и актерами-людьми добавляет особый шарм истории, разбавляя мрачность оригинального сюжета. В этом случае викторианская Англия встречается с безумным шармом кукол Маппет. Главную роль скупого Эбенизера Скруджа играет живой актер — Майкл Кейн, а все остальное население викторианской Англии будто сошло со сцены культового Muppet Show. 

Особенно цепляет контраст: с одной стороны — Кейн, играющий с потрясающей серьезностью и достоинством, а с другой — Кермит как Боб Крэтчит, Мисс Пигги как Эмили, Фоззи — как мистер Фейггинс, и даже Гонзо, выступающий в роли самого Чарльза Диккенса (с комментариями от Гонзо и его друга-крысы — это отдельный шарм!). Примечательно, что Майкл Кейн действительно относился к куклам как к полноценным партнерам по сцене. Он не играл «над» ними, а-ля кукловод, а взаимодействовал искренне, как с живыми актерами. Именно это и создает волшебство — забываешь, что на экране появляются куклы. Они тоже чувствуют, переживают, поют, пугают и трогают. 

На отдельный комплимент напрашивается музыкальная составляющая. Песня «When Love Is Gone», которую поет Клара (в исполнении Дженнифер Лав Хьюитт) — сама сердечность, а «Marley and Marley» — чистый черный юмор: два скелета-призрака в аду, поющие и танцующие под джаз, будто на бродвейском шоу. И при этом — они предупреждают Скруджа о неминуемой каре. В этом заключается фирменный стиль Маппетов: смех сквозь слезы, истина в маске абсурда. Мюзикл умудряется сохранить дух оригинала, но при этом сделать его доступным для детей, не теряя глубины для взрослых. Это редкий баланс: мораль, юмор, музыка, магия — всё в одном рождественском пироге.

Очень Мюрреевское Рождество / A Very Murray Christmas (2015)

Снова возвращаемся к телевизионному формату — на этот раз в интерпретации режиссера Софии Копполы. В центре сюжета «Мюррейского Рождества» — Билл Мюррей, которому предстоит провести праздничное шоу в прямом эфире. В воздухе витает предрождественское волнение: ведущий задумал грандиозную вечеринку, где будет место и музыке, и остроумным шуткам, и душевным разговорам.

Однако радужные планы грозят рухнуть: на Нью‑Йорк обрушивается мощная снежная буря. Дороги заметает, транспорт останавливается, а шансы на то, что приглашенные звезды доберутся до студии, стремительно уменьшаются. Список ожидаемых гостей впечатляет: Джордж Клуни, Пол Маккартни, Игги Азалия и даже папа Римский Франциск. Но в канун Рождества случаются чудеса — и звезды одна за другой появляются на пороге студии. Правда, не те, что значились в первоначальном списке.

Вместо Пола Маккартни приходит Крис Рок, вместо Анджелины Джоли и Брэда Питта (на момент выхода фильма они еще были парой) — Рашида Джонс и Джейсон Шварцман, изображающие молодоженов, чья свадьба едва не сорвалась. И всё же долгожданный гость появляется: Джордж Клуни прибывает на санях в сопровождении Майли Сайрус. С этого момента шоу превращается в настоящий бродвейский мюзикл, воплощая магию праздника — ту самую, когда реальность причудливо переплетается с феерией.

Рождество на двоих / Last Christmas (2019)

Переходим к более современным музыкальным киноисториям, на очереди — романтическая комедия «Рождество на двоих». Картина пронизана духом Рождества и украшена хитами легендарного дуэта Wham! и Джорджа Майкла.

Главная героиня, 26-летняя Кейт (Эмилия Кларк), живет в Лондоне и грезит о блистательной карьере актрисы мюзикла. Однако реальность далека от ее мечтаний: она трудится продавщицей в магазине рождественских товаров, периодически прибегает к спиртному как к способу бегства от действительности и давно утратила веру в собственное счастье, довольствуясь лишь мимолетными связями с малознакомыми мужчинами. Кейт словно погрузилась в вязкую трясину повседневности, потеряв вкус к жизни и надежду на перемены.

Всё меняется с появлением обаятельного Тома (Генри Голдинг). Его неиссякаемый оптимизм, чуткость и способность находить красоту в обыденных мелочах постепенно пробуждают в Кейт давно забытые эмоции. С каждым днем, проведенным вместе, героиня всё отчетливее ощущает, как в ее сердце возрождается вера в любовь и чудеса.

Название мюзикла напрямую отсылает к главному рождественскому хиту Wham!, и это не просто случайное совпадение. В картине метафора песни обретает буквальный смысл, но детали раскрывать не будем, чтобы сохранить интригу. Музыкальные композиции, прозвучавшие в «Рождестве на двоих», становятся неотъемлемым элементом повествования, тонко подчеркивая эмоциональные взлеты и падения героини.

Важную роль в сюжете играют серии прослушиваний, на которые ходит Кейт. Это не только попытки воплотить давнюю мечту, но и символическое отражение ее внутреннего преображения. Через музыку и сцену героиня учится выражать сокровенные чувства и заново открывать себя.

«Рождество на двоих» — больше, чем просто романтическая комедия. Это трогательная история о втором шансе, исцелении через любовь и умении ценить каждый миг жизни. Фильм напоминает: даже в самые темные времена всегда есть место для чуда — особенно когда рядом оказывается тот, кто искренне верит в тебя.

Ничего не бойся, я с тобой (2023)

По схожему с «Рождеством на двоих» принципу был создан мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой». Однако если сюжет предыдущего фильма почерпнут из текста одной композиции Wham!, то в канву повествования мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» вплетен практически весь репертуар советской рок-группы «Секрет».

Три друга-ленинградца — Слава, Антон и Денис — коротают вечера на квартирниках, слушают зарубежные радиостанции и мечтают о поездке на родину «битлов». Каждый из этой троицы встречает любовь: Слава — профессорскую дочку и правильную девушку Алису, Антон — заядлую тусовщицу, организаторшу громких вечеринок Кристину, а Денис — бессловесную «Арину-балерину». 

Сюжет достигает кульминации, когда отец Дениса решает устроить сыну свадьбу с Алисой и заключить таким образом брак по расчету. Это становится причиной серьезного конфликта со Славой. В переломный момент — в «последний час декабря» — герои проходят через болезненное переосмысление ценностей и, отбросив гордыню, находят путь к взаимопониманию, возвращая в отношения утраченную теплоту и доверие.

Просмотр этих и других мюзиклов гарантированно сократит время ожидания новогоднего концерта «Танцы! Ёлка! МУЗ-ТВ» с участием ваших любимых артистов. Премьера состоится в эфире главного музыкального телеканала страны уже совсем скоро, в самую волшебную ночь в году.

ФОТО: ТАСС, Legion-Media

Читайте нас в Одноклассниках, чтобы оставаться в курсе событий