Эксклюзив МУЗ-ТВ: отец Децла о найденной неизвестной песне сына и клипе, снятом нейросетью
22 июля известному рэп-исполнителю Кириллу Толмацкому, известному как Децл, могло исполниться 40 лет. Ко дню рождения артиста его отец Александр Толмацкий представил поклонникам ранее никогда не издаваемую песню исполнителя и клип, сделанный с помощью нейросетей. В эксклюзивном интервью Толмацкий рассказал о первом появлении Децла на экране, оригинальном подарке сыну на день рождения и значении псевдонима.
В интернете гуляет история, что Кирилла познакомил с рэпом сын президента Замбии, с которым они учились вместе. По рассказам, сначала ему не понравилась эта музыка, и он даже попросил отселить соседа из комнаты в общежитии, но позже стал скучать без него. Он не рассказывал эту историю?
Ну это в интернете гуляет такая история. Это неправда. Он просто жил и учился в Швейцарии, и с ним жил чёрный парень. Я даже не помню, чей он был сын. Какого-то африканского царька. Пишут, что короля? Может, а может и приукрашивают (смеётся). Этого я даже как папа не знаю. Если бы он был сыном короля, я бы это точно помнил. Это надуманные какие-то вещи.
Как возникла идея подарить Кириллу музыкальный клип на день рождения? Он уже тогда делился с вами своими текстами, и вы увидели потенциал, или просто захотелось порадовать сына необычным подарком?
Я с молодости увлекался брейк-дансом. Я был одним из первых, кто начал танцевать брейк-данс. Мне просто это нравилось. У нас была фирма «Медиастар», мы занимались как раз МУЗ-ТВ. И тут нам приносят клип Jam Style Crew & Da Boogie Crew «Вы Хотели Party?». Я подумал: «Вот круто-то как». И подумал, что надо бы Кирилла отправить заниматься брейк-дансом. Я нашёл Влада Валова. Он тогда занимался Bad Balance. Я сказал: «Влад, давай я тебе помогу, а ты мне Кирилла отправь в какую-нибудь школу брейк-данса». Он там, кстати, с Тиманом (Тимати — прим. ред.) познакомился. И просто всю же жизнь вокруг меня артисты были, он никогда ничего не писал. Он был сильно далёк от музыки. В этот момент мы занимались проектом «Легальный бизне$$». Много известных треков. «Мелодия моей души», «Пачка сигарет». Мой сосед Александр Морозов управлял правами Цоя. Я говорю: «Дай мне права на cover-версию «Пачки сигарет». Мы сделали эту песню и начали снимать клип. С нами рядом тусовался Кирилл, ему надели шапочку на глаза и сказали: «Будешь играть воришку. Сигареты из машины должен своровать в кадре». Вот он попал в первый раз визуально в клип в принципе. Карьера началась просто с участия в этом клипе (смеётся). Ну образно, я в шутку это говорю. Потом я говорю: «Влад, хочу Кириллу на день рождения подарок сделать. Напиши ему какой-нибудь простенький трек». Вот так появилась «Пятница». Потом сняли простенький клип. Я позвонил Борису Зосимову, говорю: «Не могу ставить в эфир МУЗ-ТВ, потом скажут, что пользуемся служебным положением». Он поставил это пару раз в эфир. Потом звонит, просит приехать. А там мешки с письмами стоят. Вот так проснулся звездой.
Почему Кирилл выбрал брейк-данс? Он хотел научиться танцу из-за любви к хип-хопу или хотел быть похожим на вас?
Он, когда вернулся из Швейцарии, его надо было чем-то увлечь. А он увлекался скейтом и всем, что вокруг хип-хоп культуры. А я с конца 70-х начала 80-х занимался брейк-дансом. Ну естественно, куда его еще отдаст такой отец? Конечно на брейк-данс отдам.
Текст для песни «Пятница» писал Лигалайз. Правда, что он забыл про вашу просьбу и написал текст за час до поставленного срока в метро?
Возможно. Я вот этих тонкостей не помню. Делал Лигалайз, а руководил всем Влад Валов. У нас тогда только возникал «Bad B. Альянс», у нас крутые ребята работали на студии: «Шуруп», Dj «Тоник». У Влада Валова была очень сильная команда. А у меня были студии.
Как после клипа «Пятница» развивалась карьера Кирилла?
Когда мы поняли, что вот это вот так развивается, возник трек «Кто ты?».
Он уже приходил со своими треками?
Нет, он со своими треками никуда не приходил. Была какая идея. Кирилл не писал. Первый альбом полностью был придуман не им. Я давал некие идеи, актуальные. Почему сейчас трек его слушаешь, и он актуальный? «Слёзы» — это проблема с родителями, была история со скинхедами, политика. Я Владу говорю: «Слушай, вот такая актуальная тема на сегодняшний день. Давай её как-то подхватим». И ребята этим занимались очень грамотно и под моей идеей. Я понимал куда мы движемся. Там была некая идеология, показать некую жизнь молодого парня. В каждом треке заложена определенная актуальная идея того дня. Но она в общем всегда актуальна.
То есть писать музыку он начал позже?
Позже. Здесь он начал потихонечку втягиваться. Но любой бы человек втянулся бы в такой команде. Даже если бы он вообще не предполагал бы это делать. Там ничего специально не было сделано. Я всегда говорил, что весь шоу-бизнес состоит из цепочки случайных встреч.
В одном из интервью вы рассказали, что Кирилл комплексовал из-за низкого роста и вы придумали псевдоним Децл, чтобы он это поборол. Как ваш сын вначале отнесся к такому прозвищу? Почему вы выбрали именно такое слово, которое теперь знает вся страна, а не другое обозначение не высокого роста?
Он, когда учился в Швейцарии он звонил и спрашивал, нет ли каких-нибудь таблеток для роста. Да я сам не высокого роста. У него был такой небольшой комплекс невысокого роста, и он всё хотел быть повыше. И когда мы с Владом думали, как же его назвать. Ну вот он маленький. У меня в голове сленговая такая история. Децл – это же чуть-чуть, мало.
А сам Кирилл как отнёсся? Он же и так комплексует, а вы ему псевдоним такой берете.
Хорошо. Оно вроде да, а с другой стороны прикольное слово.
В юношестве вы занимались боксом. Любой спорт развивает в человеке характер бойца, который не сдается перед трудностями. Вы можете сказать, что занятия боксом помогли вам по жизни?
В моей молодости было очень модно карате. Я занимался и даже тренировал в одной секции. Когда я поступил в институт мясной и молочной промышленности, я весил 48 килограмм. Ко мне подошел человек со спортивной кафедры и говорит: «Слушай, будешь боксёром, будешь получать зачёты и всё прочее». И я даже несколько раз занимал первое место в обществе «Буревестник». Это студенческая такая история, почему? Потому что у меня не было противников в 48 килограмм (Смеётся).
Во многих источниках принято считать, что российский хип-хоп появился в 1983 году, в том же году, когда на свет появился Кирилл, которого считают одним из пионеров отечественной рэп музыки. Как считаете, может быть ему с рождения было суждено стать легендой российской хип-хоп сцены?
Это бред! В 1983 году вообще не до хип-хопа было. В России слова хип-хоп и не было, был брейк-данс. У меня у одного из первых появился видеомагнитофон, и в этот период начали попадать всякие видеокассеты, где были какие-то клипы. И больше всего меня впечатлило, когда 3 чёрных парня лунной походкой по улице шли. Это, наверное, чуть раньше 83-го года. Но в России как такого хип-хопа не было. Кирилл не пионер хип-хопа в России. Он тот парень, через которого мне удалось всю эту культуру легализовать. Я приходил на радиостанции и мне говорили, что у них рэпа никогда не будет, что это не наша культура. Тот же Козырев и все прочие – они были противниками всего этого. Я всё это продавливал. Потому что на тот момент «Медиастар» имел достаточно серьёзный вес на рынке, мы начали всё это продвигать. Просто мне нравилась эта культура. Именно потому что мне всё это понравилось – мне удалось это сделать. И с тех пор процентов 60-70 - это производные от хип-хоп культуры.
Относительно недавно вы выпустили мини-альбом, который содержал 7 версий трека «Слёзы» от разных артистов. Как вы отбирали музыкантов для этого проекта? Есть ли идеи сделать что-то подобное с другими песнями Кирилла?
В феврале – 5 лет со дня смерти Кирилла. И я подумал, что я должен сделать что-то такое. Сейчас я готовлю большой трибьют Кирилла на все его треки. Но я решил, что сначала я хочу посмотреть, как это работает. Я взял не очень известных артистов и попросил сделать их свои версии трека «Слёзы» с глубокой переработкой. То есть, это должны быть узнаваемые «Слёзы», но эти слёзы должны быть их слезами и соответствовать их поколению. У Антона Токарева шикарный трек. Dino MC47 – шикарный. Ronny певица – вообще убойный трек. Из этих 7 треков 3-4 вообще идеальные. И там же один из треков МЭD DОГ – это как раз тот самый оригинал, из которого и произошли «Слёзы». Его мало кто слышал. Теперь его услышали. Это оригинальная версия.
Как вы выбирали исполнителей для песни?
Допустим Антон Токарев участвовал в телевизионном проекте и делал cover-версию на трек «Слёзы». Мне очень понравилось. Dino MC47 вырос вместе с Кириллом. Просто разговаривали по телефону, я предложил. Валентина Петракова Ronny – я просто помогаю ей по творческой истории. Я говорю ей: «Не хочешь? У тебя круто получается». Fargo – мы с ним сотрудничаем. Там есть парень Maugli – я ему тоже помогал советами. Он делал cover на Кирилла. Это парень из Батуми. Это люди, с которыми я как-то сталкивался, как-то помогал, где-то мы с ними общаемся. У меня была какая идея. Что многие люди, когда едут в машине, им нравится одна песня, они могут на нон-стопе слушать несколько раз. Во-первых, трек «Слёзы» - самый прослушиваемый трек Кирилла. Идея в том, что человек должен сесть в машину, включать этот альбом и эти «Слёзы» - они всегда разные. Это слёзы тех людей, которые исполняют эти песни. Это был мой такой эксперимент. Он очень круто зашёл с точки зрения прослушивания и аудитории. В этот момент я понял, что надо делать большой трибьют. Сергей Мудрик помогает нам его делать. Чуть-чуть позже выпустим.
Неизданный трек «У всех на виду» вышел спустя 5 лет после смерти Кирилла, как была найдена эта песня? Можем ли надеяться на новые находки?
Что-то ещё есть, но мы пока не можем это выпустить. После его смерти я со своей бывшей женой попал к нему в квартиру. Я всё время думал, что что-то должно остаться. Какие-то демки и прочее. Что-то же должно быть. Но из квартиры пропал его компьютер и нельзя было посмотреть. На столе лежало две флэшки. Одна из них была для телефона. Я воткнул её в свой телефон и там было много всяких фотографий. Видимо рабочая его флэшка.
Он иногда что-то диктовал в телефон?
Нет, там такого не было. Там единственное было несколько акапелл на английском языке. И был вот этот трек. Он был как грязная демка. Там был какой-то бит и текст. Я искал по всему рынку всех ребят, которые с ним работали и просил, если у них что-то есть, чтобы они мне скинули. Там было много текста, один припев под некий бит. Непонятно даже в каком году он это сделал. Я так думаю, что это, наверное, 2012-2014 год. По голосу похоже. Это не последний его трек. Какое-то предсказание его. Там упоминается искусственный интеллект, он, наверное, имел в виду не то, что мы сейчас представляем. Тогда тоже говорили об этом, но представляли, что кто-то должен прилететь на космических кораблях. Я искал у кого-то уже готовое что-то. Прошерстил весь рынок. Практически ничего не нашёл.
Мне показалось, что смысл искусственного интеллекта здесь в том, что за общество кто-то всё решает, и люди уже просто живут по наитию какому-то.
Да-да. Там другой контекст. Но если брать весь текст, то он с предсказанием. Он увлекался нумерологией, эзотерикой. Я подумал, что это настолько актуально и надо сделать этот трек. Музыку доделывал человек, который с ним работал, который писал с ним биты. Не какой-то человек с улицы. Помог мне доделать музыку. В связи с тем, что есть фраза про искусственный интеллект, а я очень увлечен видеоисторией с нейросетями. Я даже учувствовал как член жюри в конкурсе искусственного интеллекта, и мне понравились там многие ребята. Я занимаюсь с молодыми артистами, и для них делали сниппеты с искусственным интеллектом. И мне так понравился креативный подход одного из участников, что я ему говорю: «Я сейчас хочу собрать этот трек, у меня такая идея. Давай соберем этот трек, я его выпущу. Хочешь сделать на него работу?». И он придумал некоторую идею, описал ее. Я вообще не вмешиваюсь в творческий процесс. Он описал такую идею: «Я вижу так, что спустя годы он становится популярным во всём мире. Везде идёт популяризация дред-культуры. Во всём мире стоят громадные памятники дред-культуре. И потом начинается апокалипсис. И по этому разрушенному миру идёт некий человек, и всё это сопровождается кадрами из социальных сетей Кирилла. У Кирилла одни из самых ярких социальных сетей. Это прямо арт-объект. Плюс к этому, последние 6 постов – это его картины. И самый последний пост - это и есть обложка этого трека. Я подумал, что это должно быть обложкой этого трека. Я сначала думал, что надо анонсировать, потом подумал, что он выйдет и выйдет. С продюсерской точки зрения я его слушаю и понимаю, что, если бы это был не Кирилл, а любой другой, я бы сказал: «Слушай, у трека получился очень чартовый потенциал». Но он ни на что не похож из современного. Он мне по настроению напоминает трек «10:33». Когда восстанавливали этот трек, я дал всем послушать «10:33» и говорю: «Если мы хотим его осовременить, должна быть такая энергетика по звуку». И он реально получился очень насыщенный по звуку. Прямо офигительный трек получился. Если бы мне кто-то принёс сейчас такой трек, я бы сказал: «Будем загонять в чарты».
А какую глобальную мысль вы хотели вложить в этот клип?
Я хотел подчеркнуть его версию искусственного интеллекта с тем, что сегодня является искусственным интеллектом. И к чему может это привести.
А то, что в клипе остаются памятники?
Он стал символом этой дред-культуры. Если мир двигается в ту сторону, куда он движется, то это может привести к апокалипсису. И ничего кроме памятников не останется.
Песня звучит очень современно. Как вы считаете, сколько еще поколений вырастет на музыке Децла?
Была задача сделать ее современной. Мне кажется, что пока я жив, еще будут расти на его песнях. Я надеюсь, что благодаря большому трибьюту, который мы сейчас делаем, еще хотя бы пару поколений будут слушать его музыку. Это даст возможность ещё раз переслушать его треки и даст некое новое восприятие всем его предыдущим работам.
Фото: Личный архив Кирилла Толмацкого